(Большинство не сомневается, что допустимо
отрезать человеку ногу, если это необходимо для сохранения его жизни.)
В этой связи может приобрести особую важность то, что в действительно-
сти мы не способны определить размеры рассматриваемого зла. Например,
некоторые марксисты (см. прим. 9 к гл. 19), полагают, что насильственная
социальная революция приведет к гораздо меньшим страданиям, чем посто-
янное зло, заключенное в том, что они называют <капитализмом>. Однако
даже если предположить, что революция ведет к лучшему положению дел,
остается вопрос: как они могут оценивать страдания в каждом из этих двух
состояний? Здесь вновь встает фактический вопрос и мы обязаны не пере-
оценивать наше фактическое знание. Кроме того, даже если предположить,
что данные средства в целом улучшат ситуацию, - разве мы можем быть
уверены, что применяя другие средства, нельзя было бы достичь лучших
результатов и меньшей ценой?
356 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 9
Но тот же пример поднимает еще один очень важный вопрос. Вновь
предположим, что общая сумма страданий, причиняемых <капитализмом>
на протяжении жизни нескольких поколений, перевесила бы страдания,
причиненные гражданской войной, но можно ли осуждать на страдания одно
поколение во имя другого? (Существует большая разница между принесе-
нием себя в жертву во имя остальных и принесением в жертву остальных -
или себя и остальных - во имя какой-нибудь подобной цели.)
(с) Еще один важный момент состоит в том, что мы не должны думать,
что так называемая <цель> как конечный результат более важна, чем
промежуточный результат - <средства>. Эта мысль, выражаемая такими
поговорками, как <Все хорошо, что хорошо кончается>, - величайшее
заблуждение. Во-первых, с достижением так называемой <цели> никогда
ничего не заканчивается. Во-вторых, средства как таковые не исчезают, как
только достигнута цель. Например, <дурные> средства, такие, как новое
мощное оружие, используемое в войне во имя победы, может привести к
новым бедствиям тогда, когда <цель> будет достигнута