Такой методологический подход
позволяет нам лучше понять сферу этики, где значительно правильнее
формулировать наши требования отрицательно, т.е. требовать устранения
страданий, а не содействия счастью. Аналогичным образом существенно
правильнее формулировать в качестве задачи научного метода устранение
ложных теорий (из ряда предлагаемых гипотез), а не получение точно
установленных истин.
^ Очень хорошим примером постепенной, поэтапной инженерии или
соответствующей поэтапной технологии являются две статьи К. Симкина о
бюджетной реформе (С. Simkin. Budgetary Reform // Australian Economic
Record, 1941, pp. 192 и след.; 1942, pp. 16 и след.). Я рад, что могу сослаться
на эти две статьи, поскольку в них осознанно применяются защищаемые
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 9 353
мною методологические принципы: ведь это показывает, что данные прин-
ципы полезны в практике технологии социального исследования.
Я не думаю, что постепенная или поэтапная инженерия не может быть
дерзкой и должна ограничиваться лишь решением <мельчайших> проблем.
Однако я полагаю, что степень сложности, на которую мы можем претендо-
вать, определяется объемом нашего опыта, приобретенного в процессе созна-
тельного и систематического применения частных методов социальной ин-
женерии.
* К этой точке зрения недавно привлек внимание фон Хайек в ряде
интересных статей (см. например, F. A. von ffayek. Freedom and lhe Hconomic
System // Public Policy Pamphlets, Chicago, 1939). Я полагаю, что моя
<утопическая инженерия> в значительной степени соответствует тому, что
Хайек называет <централизованным> или <коллективистским> планировани-
ем. Сам Хайек предлагает то, что он называет <планирование ради свободы>.
По-моему, он согласился бы с тем, что такое планирование приобрело бы
черты <постепенной инженерии>. Как мне кажется, возражения Хайека
против коллективистского планирования можно было бы сформулировать
примерно так. Если мы попытаемся построить общество в соответствии с
нашей схемой, может оказаться, что в нашей схеме нет места индивидуальной
свободе