прим. к 473 d 24,
том 1, с. 330 <Государства> под его редакцией), основывается не на подлин-
нике, а на стремлении Адама идеализировать Платона. То же верно относи-
тельно перевода А. Линдсея (<силой лишаются права на такое поведе-
ние>). - Кого хочет подавить Платон? Я полагаю, что <многие>, чьим
ограниченным и несовершенным талантам или <характерам> Платон здесь
выносит приговор, тождественны (что касается философов) <тем многим
людям, несовершенным по своей природе>, которые упомянуты в <Государ-
стве>, 495 d, а также тому <большинству> (мнимых философов), которое
<неизбежно порочно> и которое Платон упоминает в 489 е (см. также
490 е/491 а); см. прим. 47, 56 и 59 к настоящей главе (и прим. 23 к гл. 5).
Та^им образом, Платон нападает, с одной стороны, на <необразованных>
политиков-демократов, а с другой стороны, вероятно, в основном на полу-
фракийца Антисфена, <необразованного незаконнорожденного>, эгалитар-
ного философа; см. прим. 47 к настоящей главе.
^ /. Kant. On Eternal Peace, Second Supplement // Werke, ed. by Е. Cassirer,
1914, vol. VI, p. 456; курсив мой (русский перевод: И. Кант. К вечному
миру // Сочинения в шести томах. Том 6. М., Мысль, 1966, с. 289). <Обла-
дание властью>, вполне возможно, намекает на Фридриха II Прусского.
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 8 343
^ См., например, Th. Gomperi. Greek Thinkers, V, 12, 2 (German ed.,
vol. 11^, S. 382) или <Государство> в переводе А. Линдсея. (Критику этой
интерпретации см. в прим. 50 и далее.)
*" Следует признать, что выяснение отношения Платона к Антисфену
является достаточно сложной проблемой, потому что об Антисфсне очень мало
известно из первоисточников. Даже старая традиция стоиков прослеживать
историю школы или движения киников от Антисфена в настоящее время
подвергается сомнениям (см., например, G. С. Field. Plato, 1930 или D. R. Du-
dley. A History of Cynicism, 1937), хотя, быть может, для этого нет достаточных
оснований (см