См. также <Софист>, 253 d-e;
<Законы>, 964 а-966 а (особенно 965 b-c).
^ <Государство>, 501 с.
^ <Государство>, 509 а и след. См. также 509 b: <Солнце дает всему, что
мы видим, не только возможность быть видимым, но и рождение, рост, а
также питание, хотя само оно не есть становление>; аналогично: <Считай,
что и познаваемые вещи могут познаваться лишь благодаря благу; оно же
дает им и бытие, и существование, хотя само благо не есть существование,
оно - за пределами существования, превышая его достоинством и си-
лой>. (С 509 b сравните Аристотель. О возникновении и уничтожении,
ЗЗба 15, 31, и <Физика>, 194Ь 13.). В 510 b благо описано как абсолютный
340 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 8
источник (а не просто постулируемый или предполагаемый), а в 511 Ь как
<изначальное>.
^ <Государство>, 508 b и след. См. также 508 Ь-с: <ведь благо произвело
его> (т.е. Солнце или истину) <подобным самому себе: чем будет благо в
умопостигаемой области по отношению к уму и умопостигаемому> (т.е.
идеям), <тем же в области зримого будет Солнце> (т.е. свет, являющийся
порождением солнца) <по отношению к зрению и зрительно постигаемым
вещам> (т.е. к чувственным вещам).
29 там же, 505 а; 534 b, и след.
30 Там же, 505 d.
^ <Филеб>, 66 a.
^ <Государство>, 506 d и след. и 509-511. Цитируемое здесь определение
блага как <класса определенностей, рассматриваемых как единство>, я пола-
гаю, понять не трудно, и оно полностью согласуется с остальными замечани-
ями Платона. Класс определенностей - это класс форм или идей, рассмат-
риваемых как мужские принципы, или класс основателей рода в противопо-
ложность женскому, неограниченному пространству (см. прим. 15 (2) к
гл. 3). Эти формы или прародители, конечно же, благи постольку, поскольку
являются древними и неизменяемыми образцами и поскольку каждая из них
является единой в противоположность множеству порождаемых ею чувствен-
ных вещей