*
^ <Государство>, 546 а и след.; см. текст к примечаниям 36-40 к гл. 5. О
запрещении смешанных браков см. также 434 с, прим. 27 (3), 31 и 34 к гл. 4
и прим. 40 к гл. 6.
Фрагмент из <Законов> (930 d-e) содержит требование, чтобы ребенок,
родившийся в смешанном браке, причислялся к касте того из родителей, кто
ниже по своему статусу.
^ <Государство>, 547 а. (О теории наследования примесей см. также текст
к прим. 39-40 к гл. 5, особенно 40 (2), и прим. 39-43, 52 к настоящей главе.)
^ Там же, 415 с.
^ См. примечание Адама к <Государству>, 414 Ь и след., курсив мой.
Замечательным исключением является Дж. Гроут (/. Grote. Plato and the
Other Companions of Socrates, London, 1875, III, p. 240), который подводит
итоги <Государства>, противопоставляя его <Апологии Сократа>: <В "Апо-
логии" Сократ, как мы видим, признается в своем невежестве... По в
"Государстве" он представлен в новом облике... Он сам на троне короля
Номоса: непререкаемый авторитет, как во временном, так и в духовном
смысле, от которого распространяются все общественные настроения и
который определяет ортодоксию... Теперь он ожидает, что каждый индивид
займет свое собственное место и подчинится предписанным авторитетом
мнениям. В число этих мнений входят определенные этические и полити-
ческие фикции, такие, например, как земнородные... Ни Сократу из "Апо-
логии", ни его оппоненту Диалектику не было разрешено существовать в
платоновской республике>. (Курсив мой; см.также/. Grote, там же, р. 188).
Представление о религии как опиуме для народа, хотя и в несколько иной
формулировке, оказывается одним из догматов, принимаемых Платоном и
платониками. (См. также прим. 17 и текст, и особенно прим. 18 к данной
главе.) Очевидно, что это представление является одним из наиболее эзоте-
рических представлений названной школы, т.е. таким, которое могли обсуж-
дать лишь старейшие члены высшего класса (см. прим. 18 к гл