Аристотель говорит об этом в <Метафизике>, 987а 32,
999а 25-999Ь 10, lOlOa 6-15, 1078b 15. CM. также прим. 23 и 25 к этой главе.
" Как замечает Дж. Вернет (/. Burnet. Early Greek Philosophy^ p. 208),
Парменид утверждал, что <то, что есть... является конечным, сферическим,
неподвижным и телесным>, т.е. мир представляет собой не имеющий частей
шар, и что <помимо него ничего нет>. Я цитирую Бернета потому, что (а) его
описание блестяще и (Ь) оно полностью подрывает его интерпретацию того,
что Парменид называл <мнением смертных> (или <путем обманчивого
мнения>). Вернет отбрасывает интерпретации, данные Аристотелем, Теоф-
растом, Симпликием, Гомперцем и Майером, как <явные анахронизмы>.
Интерпретация, отвергнутая Бернетом, практически совпадает с той, что
была изложена мною в тексте, а именно, что Пармекид верил в существо-
вание реального мира, находящегося за миром видимости. Этот дуализм,
позволивший Пармениду придать своему описанию мира видимости хотя бы
некоторые правдоподобные черты. Вернет отвергает как безнадежный анах-
ронизм. Я, однако, полагаю, что, если Парменид верил только в неподвиж-
ный мир и совершенно не верил в мир изменений, то он был просто
сумасшедшим (на что намекает Эмпедокл). Однако на самом деле подобного
рода дуализм можно найти уже у Ксенофана, (см. Ксенофан, фрагм. 23-26,
которые следует сопоставить с фрагм. 34, см. особенно: <Но все это их
вздорное мнение>), так что едва ли здесь можно говорить об анахронизме.
Как было сказано в прим. 15 (6-7), в интерпретации Парменида я следую
Корнфорду (см. также прим. 41 к гл. 10).
23 См. Аристотель. <Метафизика>, 1078b 23, 1078b 19.
^ Это важное наблюдение было сделано Дж. Филдом (G. С. Field. Plato
and his Contemporaries, p. 211).
^ Цитируемые отрывки приводятся из: Аристотель. <Метафизика>,
1078b 15 и 987Ь 7.
2в в аристотелевском анализе (<Метафизика>, 987а ЗО-Ь 18) аргументов
в пользу теории идей (см