также следующее примечание к этой
главе), <Сократ> цинично замечает (Е): <и, чтобы заставить этому верить,
требуются очень убедительные доводы>.
И, наконец, можно упомянуть (F) - <Государство>, 511 d и 533 е, где
Платон говорит об убеждении, или вере (корень греческого слова, соответст-
вующего термину <убеждение>, тот же, что и корень слова, соответствующего
термину <вера>) как низшей познавательной способности души, т.е. способ-
ности приобретения ошибочного мнения относительно изменчивых вещей (см.
прим. 21 к гл. 3 и особенно использование термина <убеждение> в <Тимее>,
51 е). Эта способность души противоположна рациональному знанию о
неизменных формах. Относительно проблемы <морального> убеждения см.
также гл. 6, прим. 52-54 и текст, игл. 10, текст к прим. 56 и 65 и прим. 69.
II <Государство>, 415 а. Следующая цитата из 415 с (см. также <Кратил>,
398 а). См. прим. 12-14 к настоящей главе и текст, а также прим. 27 (3),
29 и 31 к гл. 4.
(1) По поводу моего замечания в тексте, приведенного ранее в данном
абзаце и касающегося платоновской тревоги, см. <Государство>, 414 c-d, и
предыдущее примечание, пункт (?): <Чтобы заставить этому верить, требу-
ются очень убедительные доводы>, - говорит Сократ. - <Ты, видимо, не
решаешься сказать>, - отвечает Главкон. - <Моя нерешительность пока-
жется тебе вполне естественной, когда я скажу>, - говорит Сократ. -
<Говори, не бойся>, - говорит Главкон. В этом диалоге вводится то, что я
называю первой идеей мифа о Расизме (в <Политике> он выдается за
истинную историю - см, прим. 9 к данной главе; см. также <Законы>,
740 а). Как замечено в тексте, Платон высказывает предположение, что
именно эта <первая идея> является причиной его колебаний, так как Главкон
отвечает на это: <Недаром ты так долго стеснялся изложить этот вымысел>.
После того, как Сократ рассказал <остальную часть сказания>, т