также прим, 3 к гл. 4).
^ См, прим. 4 к этой главе.
^(1) Роль богов в <Тимее> сходна с той, которая описывается в тексте.
Подобно тому, как идеи, так сказать, отпечатывают вещи, так боги оформ-
ляют тела людей. Только человеческая душа создается самим Демиургом,
который является творцом мира и богов. (Другое указание на сходство бо-
гов и патриархов имеется в <Законах>, 713 c-d.) Люди, слабые и вырожден-
ные потомки богов, подвержены поэтому дальнейшему вырождению. См.
прим. 6 (7) к этой главе и прим. 37-41 к гл. 5.
(2) В <Законах> имеется интересный отрывок (681 b; см. также
прим. 32 (1, а) к гл. 4), содержащий еще один намек на параллелизм
отношений идея - вещи и отцы - дети. В этом отрывке происхождение
законов объясняется влиянием традиции или, точнее, передачей от родителей
к детям жестко установленного порядка. После этого Платон говорит: <От
более порядочных воспитателей они перенимали большую упорядоченность,
от мужественных - большую мужественность и точно таким же образом
запечатлевали в своих детях и внуках усвоенные ими взгляды>.
^ См. прим. 49, в особенности пункт (3), к гл. 8.
^ См. <Тимей>, 31 а. Термин, который в тексте переведен как <образец
для космоса>, идентичен термину, который Аристотель часто употреблял в
смысле <универсальное> или <общее> понятие, обозначавшее у него <вещь,
которая является общей>, <превосходящей> или <объемлющей>. Мне кажет-
ся, что сначала этот термин означал <схватывание> шаблоном измеряемой
с его помощью вещи.
20 См. <Государство>, 597 с. См, также 596 а (и второе примечание,
сделанное Адамом к 596 а 5): <для каждого множества вещей, обозначаемых
одним именем, мы обычно устанавливаем только один определенный вид>.
266 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 3
^ Об этом имеется множество платоновских отрывков. Я упомяну только
<Федона>, 79 а; <Государство>, 544 а; <Теэтета>, 152 d-e, 179 d-e; <Тимея>,
28 b-c, 29 c-d, 51 d