По-моему, это -
просгочштоновская интерпретация развития Сократа. Сократовская уста-
новка относительно науки (установка, вобравшая в себя живой интерес к
рациональному доказательству вместе со своего рода скромным агности-
цизмом) была непостижима для Платона. Он пытался объяснить ее отста-
лостью современной Сокращу науки, противопоставляя последнюю пифа-
гореизму. Таким образом, Платон показывает, что эта агностическая уста-
новка теряет смысл в свете вновь обретенного пифагореизма. (И он пытается
показать, как понравились бы Сократу с его жгучим интересом к индивиду-
альности новые метафизические теории души; см. прим. 44 и 56 к гл. 10 и
прим. 58 к гл. 8.)
1° Этот частный случай связан с вопросом о квадратном корне из двух и
проблемой иррациональности, т.е. с той самой проблемой, которая ускорила
распад пифагореизма. Опровержение пифагорейской арифметизации гео-
метрии привело к появлению особых дедуктивно-геометрических методов,
известных нам по трудам Нвклида. (См. прим. 9 (2) к гл. 6.) Возможно,
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 7 331
появление этой проблемы в <Меноне> связано с заметным и в других частях
этого диалога желанием автора (вряд ли Сократа) порисоваться знаниями
<новейших> философских достижений и методов.
II <Горгий>, 521 d и след.
^ CM. R. Crossman. Plato To-Day, p. 118: <Осознав эти три главные
ошибки афинской демократии...> Насколько верно Кроссман понимает
Сократа, можно увидеть там же, р. 93: <Все лучшее в нашей западной
культуре порождено этим духом - все, что мы находим в ученых, священ-
никах, политиках или совершенно обычных мужчинах и женщинах, отка-
завшихся предпочесть политическую ложь просто правде... В конце концов,
только их пример способен разрушить диктатуру силы и грубости... Сократ
показал, что философия - это не что иное, как сознательное возражение
пристрастности и неразумию>.
^ R. Crossman. Plato To-Day, р. 117 и след. (первая часть курсива моя).
Кажется, будто Кроссман на мгновение забыл, что в платоновском государ-
стве существует классовая монополия на образование