(Эта идея Дж. Ст. Милля дожила по крайней мере до 1937 г.,
как я показал в работе <The Poverty of Historicism>, p. 63.)
Я не думаю, что этот анализ очень содержателен (тем более, что он основан
на неверном понимании динамики и химии). Однако многое в нем может
показаться обоснованным.
Джеймс Милль, подобно многим его предшественникам и последователям,
пытался, по словам Маколея (в конце первой из названных статей), <вывести
328 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 7
науку о правлении из принципов человеческой природы>. Я думаю, Маколей
прав, охарактеризовав эту попытку как <совершенно невозможную>. Метод
Маколея можно назвать в какой-то мере эмпирическим, поскольку для
опровержения догматических теорий Джеймса Милля он широко использо-
вал исторические факты. Однако использованный им метод никак не был
связан с химией или с тем, что Дж. Ст. Милль считал методом химии (или
с бэконовским индуктивным методом, который Маколей восхвалял, будучи
напуган силлогизмами Дж. Милля). Его метод состоял в неприятии непра-
вомерных логических выводов в сфере, где ничто представляющее интерес
не может быть доказано логически, в обсуждении теорий и возможных
ситуаций в свете альтернативных теорий и альтернативных возможностей и
в анализе фактуально истинных свидетельств. Одно из главных разногласий
было связано с доказательством Дж. Милля, что монархия и аристократия с
неизбежностью ведут к террору в правлении. Однако примеры легко опро-
вергали этот тезис. Процитированные в начале данного примечания фраг-
менты из работ Дж. Ст. Милля показывают, как повлияло на него это
опровержение.
Маколей всегда подчеркивал, что хотел лишь опровергнуть доказательства
Милля и не ставил своей целью оценивать получаемые посредством них
выводы как истинные или ложные. Одно это показывает, что он не пытался
применить на практике восхваляемый им индуктивный метод.
^ См., к примеру, замечание Э. Майера о том, что <власть, по самой своей
сути, неделима> (Е