*
^ Цитата взята из <Политики> Аристотеля, III, 9, 8 (1280).
(1) Я говорю в тексте <более того>, потому что считаю, что фрагменты, к
которым отсылает текст, т.е. Аристотель. <Политика>, III, 9, 6 и III, 9, 12,
скорее всего также представляют взгляды Ликофрона. Мое убеждение осно-
вывается на следующем. Начиная с III, 9, 6 и до III, 9, 12 Аристотель занят
324 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 6
критикой того, что я называю протекционизмом. В III, 9, 8, фрагменте,
процитированном в тексте, он явно приписывает Ликофрону четкое и ясное
выражение этого учения. Опираясь на другие ссылки Аристотеля на Ликоф-
рона (см. (2) этого примечания), можно предположить, что во времена
Ликофрона именно он первым или одним из первых сформулировал теорию
протекционизма. Поэтому можно не без оснований (хотя и не вполне
определенно) допустить, что вся эта критика протекционизма, т.е. от III, 9,
6 до III, 9, 12, направлена против Ликофрона и что именно ему принадлежат
различные, но совпадающие по содержанию формулировки протекционизма.
(Можно также упомянуть, что Платон называет протекционизм <общепри-
нятым> в <Государстве>, 358 с).
Во всех своих возражениях Аристотель стремился показать, что протек-
ционизм не способен объяснить ни территориального, ни внутреннего един-
ства государства, так как не учитывает (III, 9, 6), что целью государства
является благая жизнь, в которой не могут участвовать рабы и животные (т.е.
благая жизнь добродетельных землевладельцев - ведь каждый, кто зараба-
тывает деньги, не обладает гражданством из-за низкого, механического
(<banausic>) рода своих занятий). Протекционизм также упускает из виду
родовое единство <подлинного> государства, которое (III, 9, 12) <представ-
ляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного само-
довлеющего существования... Такого рода общение, однако, может осущест-
виться лишь в том случае, если люди обитают в одной и той же местности
и если они состоят между собой в апигамии>