Politics, ed. by
B. Jowett, vol. II, p. 126).
Далее в этом абзаце цитируется фрагмент, взятый из <Политики>, III, 9,
8 (l280b).
Дж. Филд предлагает аналогичную критику (G. С. Field. Plato and His
Contemporaries, p. 117): <Невозможно, чтобы государство и его законы
оказывали воспитательное воздействие на нравственные особенности граж-
дан>. Однако Т. Грин ясно показал (Т. Н. Green. Lectures on Political Obli-
gation) , что государство не может навязать мораль посредством законов. Без
сомнения, он согласился бы с утверждением: <Мы хотим сделать моральной
политику, а не политизировать мораль> (см. окончание данного абзаца в
тексте). Взгляды Грина предвосхитил Спиноза: <Кто хочет все регулировать
законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их> (К. Спиноза.
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 6 323
Богословско-политический трактат // Избранные произведения в двух томах.
М., Гос. изд. полит, литературы, 1957, т. 2, с. 263).
** Я считаю, что в основе любой попытки взять под контроль междуна-
родные преступления должна лежать аналогия между гражданским миром
и международным, между обычным преступлением и международным. Об
этой аналогии и ее границах, а также о беспомощности историцизма при
решении такого рода проблем см. прим. 7 к гл. 9.
* Г. Моргентау - один из тех, кто считает, что рациональные методы
установления международного мира - это всего лишь утопическая мечта
(Н. 1. Morgenthau. Scientific Man versus Power Politics. English ed., 1947).
Взгляды Г. Моргентау выдают в нем разочаровавшегося историциста. Он
понял, что исторические предсказания невозможны, однако, соглашаясь
(вместе с марксистами, например), что сфера применения разума (или
научного метода) ограничена сферой предсказуемого, он заключает, что
поскольку исторические события непредсказуемы, то разум не применим к
сфере международных отношений.
Однако этот вывод в действительности не следует, так как научное
предсказание и предсказание в смысле исторического пророчества - это не
одно и то же