II, 406). См. также <Законы>, 807 d/e.
33 См. прим. 42 к гл. 4 и текст. Далее в данном абзаце процитирован
фрагмент из <Законов>, 942 а и след. (см. предыдущее примечание).
Не следует забывать о том, что военная подготовка в <Законах> (как и в
<Государстве>) обязательна для всех, кто имеет право носить оружие, т.е.
для всех жителей, обладающих какими бы то ни было гражданскими правами
(см. <Законы>, 753 b). Все остальные - <наемники> (<banausic>), если не
рабы (см. <Законы>, 741 е и 743 d, а также прим. 4 к гл. II).
Интересно, что Э. Баркер, ненавидя милитаризм, верит, что Платон
придерживался аналогичных взглядов (Е. Barker. Greek Political Theory,
p. 298-301). Действительно, Платон никогда не восхвалял войну, однако
верно и то, что он никогда не выступал против нее. Многие милитаристы,
как хорошо известно, на словах проповедуют мир, а на деле воюют.
Платоновским же государством правит каста военных, т.е. мудрецов, в
прошлом солдат. Это замечание относится равно к <Законам> (см. 753 b) и
к <Государству>.
^ Суровые правила, регулирующие порядок приема пищи и напитков -
в особенности, <общественных трапез>, - играют существенную роль в
диалогах Платона (см., например, <Государство>, 416 е, 458 с, 547 d/e;
<Законы>, 625 е, 633 а (в котором введение обязательных общественных
трапез объясняется военной угрозой), 726 b, 780-783, 806 с и след., 839 с,
842 b). В соответствии с критскими и спартанскими обычаями, Платон
II-II 14
322 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 6
придавал большое значение общественным трапезам. Интересно также, что
этими вопросами занимался и дядя Платона - Критий (см. Diels^, Critias,
fr. 33).
35 См. <Законы>, изд. Э. Б. Ингленда, т. 1, с. 514, прим. к 789 Ь 8 и след
(Plato. Laws, ed. by E. В. England, vol. I, p. 514, note to 739 b 8). Эти цитаты
Баркера взяты из ранее названной работы этого автора, с. 148 и с. 149. В
работах большинства платоников можно найти большое множество подобных
фрагментов