Фрагменты о
равенстве, имеющиеся в <Законах>, поскольку они написаны позже <Госу-
дарства>, не могут служить доказательством того, что Платон осознавал
важность этого вопроса во время работы над <Государством>. См., однако,
текст к прим. 9, 20 и 21 к настоящей главе.
^ Сам Платон утверждает в связи с третьим замечанием (563 b -
см. последнее примечание): <мы скажем то, что на устах теперь>. Очевидно,
он желает таким образом показать, что шутки вполне уместны при обсуж-
дении этого вопроса.
^ Я полагаю, что излагаемая Фукидидом (II, 37 и след.) версия речи
Перикла заслуживает доверия. (В переводе речь Перикла цитируется по
изданию: Фукидид. История. М., Наука, 1981 - Прим. перев.) Весьма
вероятно, что Фукидид присутствовал при этой речи. В любом случае он
должен был ее воссоздать с наибольшей возможной точностью. Есть немало
оснований считать, что в те времена не было ничего удивительного в том,
чтобы человек учил наизусть речь другого оратора (см. платоновского <Фед-
ра>), кроме того, точно воспроизвести речь Перикла не так трудно, как может
показаться на первый взгляд. Платон знал эту речь, опираясь или на версию
фукидида, или на другой, во многом повторяющий ее источник. См. также
прим. 31 и 34-35 к гл. 10. (Можно упомянуть о сомнительного рода уступках
Перикла, сделанных им на заре его карьеры, - уступках родовым инстин-
ктам и столь же популярному групповому эгоизму людей. Я имею в виду
прежде всего законодательство 451 г. до н.э. о гражданстве. Однако позднее
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 6 317
он пересмотрел свои установки, вероятно, под влиянием таких людей, как
Протагор).
^ См. Геродот, III, 80 и особенно похвалу <изономии>, т.е. равенству
перед законом (III, 80, 6). См. также прим. 13 и 14к настоящей главе. Этот
отрывок из Геродота, в определенном смысле повлиявший на Платона
(см. прим. 24 к гл. 4), высмеивается в <Государстве>, так же как и речь
Перикла. См. прим. 14к гл. 4 и прим. 34 к гл