Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч3



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 3 идентичность, даже если она переходит на противоположную стадию или приобретает противоположное свойство или положение. Это связывает тео- рию потока с теорией единства противоположностей (см. Аристотель. <Метафизика>, 1005Ь 25, 1024а 24, 1062а 32, Ю63а 25) и с доктриной единства всех вещей: все вещи находятся лишь на различных стадиях или представляют собой лишь различные проявления изменяющегося единого (огня). Представлялся ли Гераклитом <путь наверх> и <путь вниз> первоначально в виде обычной дороги, ведущей сначала в гору, а затем с горы (или, быть может, как дорога, ведущая наверх с точки зрения человека, находящегося внизу, и ведущая вниз с точки зрения человека, находящегося наверху) и была ли эта метафора лишь позднее приспособлена к иллюстрации процесса кругооборота, к пути, который проходит земля, превращаясь в воду (быть может, в жидкое топливо в кувшине?), затем в огонь и опять из огня в воду (дождь?) и снова в землю, или путь вверх и путь вниз с самого начала виделся Гераклиту аналогичным процессу кругооборота материи - сегодня эти вопросы, конечно же, никому не удастся решить. (Я полагаю, однако, что первое из этих предположений более правдоподобно. Об этом говорит большое количество сходных идей, выраженных в различных фрагментах Гераклита - см., в частности, текст настоящей главы.) 12 Четыре цитируемых в этом абзаце отрывка взяты из фрагментов: (1): В 102, D^ 24, Л 244... (2): В 101, D^ 25, Л 244 (ср. платоновские <Законы>, 903 d-e - этот отрывок контрастирует с отрывком из <Государства> 617 d- е).,. (3): Bill, D^ 29, Л 244 (продолжение этого фрагмента уже цитирова- лось - см. отрывок (3) в прим. 4)... (4): ВИЗ, D' 49, Л 245. ^ Весьма вероятно (см. Е. Meyer. Geschichle des Alterturns, особенно Bd. 1), что чрезвычайно характерные для этого времени учения об избранном народе явились источником некоторых других, помимо иудейской, религий. ^ О. Конт, создавший во Франции вариант историцистской философии, во многом сходный с философией Гегеля, подобно последнему пытался остановить напор революционных сил (см

Hosted by uCoz