В теории аналогичный шаг действительно был
сделан прагматически ориентированными последователями
Гегеля, на практике к этому пришел сам Гегель и его
сторонники-расисты. Однако Платону удалось настолько со-
хранить приверженность духу учения Сократа, что он чисто-
сердечно признался в своей лжи. Я думаю, что ни один
собеседник Сократа не смог бы пойти по пути гегельянцев".
Ill
О значении идеи Истины в платоновском идеальном
государстве мы сказали достаточно. Однако помимо Справед-
ливости и Истины следует рассмотреть еще некоторые пла-
тоновские идеи, такие как Благо, Красота и Счастье. Только
так можно снять все названные в главе 6 возражения, каса-
ющиеся нашей интерпретации платоновской политической
программы как чисто тоталитаристской и основанной на
186 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПЛАТОНА
историцизме. Платоновский метод анализа этих идей, а
также идеи Мудрости, которую мы уже отчасти обсудили в
предыдущей главе, может быть выведен из рассмотрения до
некоторой степени отрицательного результата, полученного
нами при обсуждении идеи Истины. Этот результат подни-
мает новую проблему: <Почему Платон требует, чтобы фи-
лософы были правителями или правители - философами,
если он определяет философа как любителя мудрости, но при
этом настаивает, что правитель должен быть <более смел> и
использовал ложь?
Разумеется, на этот вопрос имеется лишь один ответ:
Платон, используя термин <философ>, подразумевает на
самом деле нечто совсем иное. И действительно, в предыду-
щей главе показано, что платоновский философ - это не
преданный искатель мудрости, а ее гордый обладатель. Он -
ученый человек, мудрец. Поэтому Платон требует устано-
вить правление ученых - софократию, если можно так
выразиться. Для того, чтобы понять это заявление, мы дол-
жны попытаться выяснить, выполнение какого рода функций
Платон считает необходимым требовать от правителей пла-
тоновского государства, обладателей знания, людей, по сло-
вам Платона, выдающихся в философии