Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 96



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Боги, учит он в <Законах>, жестоко наказывают всех, кто занимает неверную позицию в конфликте добра и зла. А этот конфликт объясняется через противостояние коллективизма и индивидуализма". Боги, настаивает Пла- тон, не просто зрители, - люди живо их интересуют. Их невозможно ублажить. Ни молитвы, ни жертвоприношения не заставят их воздержаться от наказаний". Политический интерес, лежащий в основе этого учения, ясен. Еще в большей степени он проясняется платоновским требованием, чтобы ГЛАВА 8. ФИЛОСОФ КАК ПРАВИТЕЛЬ 185 государство пресекало все сомнения относительно любых политических и религиозных догм, а особенно - сомнения в неизбежности кары богов. Разумеется, платоновский оппортунизм и его теория лжи затрудняют понимание его высказываний. В какой степени он верил в свою теорию справедливости? В какой степени он считал правильной религиозную доктрину, которую пропове- довал? Быть может, он сам был атеистом, хотя и требовал наказывать других (не таких убежденных) атеистов? Нет надежды, что мы получим определенный ответ на все эти вопросы. Однако, как мне представляется, было бы методо- логически неверно не оправдать Платона, хотя бы за недо- статочностью улик. И на мой взгляд, особенно трудно сомне- ваться в глуоокой искренности его веры в необходимость срочно остановить все перемены. (Я вернусь к этой теме в главе 10.) Вместе с тем несомненно, что сократовский прин- цип любви к истине Платон подчиняет более фундаменталь- ному принципу необходимости усиления власти господству- ющего класса. Любопытно, что платоновская теория истины несколько менее радикальна, чем его теория справедливости. Справед- ливость, как мы видим, определяется как нечто, служащее интересам тоталитарного государства. Конечно, можно было бы и понятие истины определить в духе такого же утилита- ризма и прагматизма. Платон, например, мог бы сказать, что миф истинен, так как все, что служит интересам государства, должно быть принято на веру и потому должно быть названо <истиной>, причем никакие другие критерии истины не допустимы

Hosted by uCoz