Боги, учит он в <Законах>, жестоко наказывают
всех, кто занимает неверную позицию в конфликте добра и
зла. А этот конфликт объясняется через противостояние
коллективизма и индивидуализма". Боги, настаивает Пла-
тон, не просто зрители, - люди живо их интересуют. Их
невозможно ублажить. Ни молитвы, ни жертвоприношения
не заставят их воздержаться от наказаний". Политический
интерес, лежащий в основе этого учения, ясен. Еще в большей
степени он проясняется платоновским требованием, чтобы
ГЛАВА 8. ФИЛОСОФ КАК ПРАВИТЕЛЬ 185
государство пресекало все сомнения относительно любых
политических и религиозных догм, а особенно - сомнения в
неизбежности кары богов.
Разумеется, платоновский оппортунизм и его теория лжи
затрудняют понимание его высказываний. В какой степени
он верил в свою теорию справедливости? В какой степени он
считал правильной религиозную доктрину, которую пропове-
довал? Быть может, он сам был атеистом, хотя и требовал
наказывать других (не таких убежденных) атеистов? Нет
надежды, что мы получим определенный ответ на все эти
вопросы. Однако, как мне представляется, было бы методо-
логически неверно не оправдать Платона, хотя бы за недо-
статочностью улик. И на мой взгляд, особенно трудно сомне-
ваться в глуоокой искренности его веры в необходимость
срочно остановить все перемены. (Я вернусь к этой теме в
главе 10.) Вместе с тем несомненно, что сократовский прин-
цип любви к истине Платон подчиняет более фундаменталь-
ному принципу необходимости усиления власти господству-
ющего класса.
Любопытно, что платоновская теория истины несколько
менее радикальна, чем его теория справедливости. Справед-
ливость, как мы видим, определяется как нечто, служащее
интересам тоталитарного государства. Конечно, можно было
бы и понятие истины определить в духе такого же утилита-
ризма и прагматизма. Платон, например, мог бы сказать, что
миф истинен, так как все, что служит интересам государства,
должно быть принято на веру и потому должно быть названо
<истиной>, причем никакие другие критерии истины не
допустимы