Термином
<природа> в применении к человеку он нередко обозначает
духовные способности, дарования и врожденные таланты -
так что можно сказать, что человеческой <природой> и
является его <душа>, выражающая божественный принцип,
посредством которого человек становится причастным форме
или идее, божественному перворожденному его рода. Термин
<род> также часто используется в очень похожем смысле.
Поскольку род объединяет потомков одного первого предка,
этим потомкам должна быть свойственна и общая природа.
Таким образом, понятия <род> и <природа> часто использу-
ются Платоном как синонимы - например, когда он говорит
о <роде философов> и о тех, кто обладает <философской
природой>, причем оба эти понятия очень похожи на термины
<сущность> и <душа>.
ГЛАВА 5. ПРИРОДА И СОГЛАШЕНИЕ 111
Платоновская теория <природы> открывает новые воз-
можности перед историцистской методологией. Если задача
науки вообще состоит в исследовании подлинной природы
вещей, то задачей социальных и политических наук является
изучение природы человеческого общества и государства.
Однако, согласно Платону, природу вещи составляет или, по
крайней мере, определяет ее происхождение. Таким образом,
методом всякой науки должно стать исследование происхож-
дения всех вещей (или их <причин>). В применении к
общественным или политическим наукам этот принцип со-
стоит в требовании изучать происхождение общества и госу-
дарства. Поэтому история не является самостоятельной нау-
кой, а представляет собой единственный метод обществен-
ных наук. В этом состоит историцистская методология.
Какова же природа человеческого общества и государст-
ва? В соответствии с историцистскими методами этот вопрос
необходимо переформулировать следующим образом: как
произошло общество и государство? Ответ на этот вопрос,
данный Платоном в <Государстве> и <Законах>^, соответ-
ствует позиции, названной нами ранее спиритуалистическим
натурализмом