Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 89



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Вот во что превратил Платон сократовское требование к ответственному политику, состоявшее в том, чтобы любить истину, не стремясь стать экспертом, и быть настолько мудрым, чтобы знать свою ограниченность^. Глава 8. ФИЛОСОФ КАК ПРАВИТЕЛЬ Государство на общественный счет соорудит им памятники и будет приносить жертвы, как божествам, если это подтвердит Пифия, а если нет, то как счастливым и божествен- ным людям. Платон Контраст между учениями Платона и Сократа еще более отчетлив, чем мне удалось показать ранее. Платон, как уже было сказано, следовал Сократу в определении философа. <А кого же ты считаешь подлинными философами? - Тех, кто любит усматривать истину>, - читаем в <Государстве>^ Однако, утверждая это, Платон не совсем искренен. В дей- ствительности он в это не верит, так как в других местах он открыто заявляет, что лгать и вводить в заблуждение - одна из царских привилегий правителя: <Уж кому-кому, а прави- телям государства надлежит применять ложь как против неприятеля, так и ради своих граждан - для пользы своего государства, но всем остальным к ней нельзя прибегать^. <Для пользы своего государства>, - говорит Платон. Вновь мы видим, что принцип коллективной пользы выдви- гается в качестве основополагающего этического критерия. Тоталитаристская мораль подчиняет себе все, даже опреде- ление идеи Философа. Едва ли нужно упоминать, что соглас- но тому же принципу политической целесообразности, под- данные обязаны говорить правду: <Если правитель уличит во лжи какого-нибудь гражданина... он подвергнет его наказа- нию за то, что тот вводит гибельный обычай, перевора- чивающий государство, как корабль>^. Только в этом не- сколько неожиданном смысле платоновские правители - правители-философы любят истину. Платон иллюстрирует применение принципа коллектив- ной пользы к проблеме правдивости на примере врача. При- мер выбран удачно, так как Платон охотно уподоблял свою политическую миссию роли целителя или спасителя больного тела общества

Hosted by uCoz