Вот во что превратил Платон сократовское требование к
ответственному политику, состоявшее в том, чтобы любить
истину, не стремясь стать экспертом, и быть настолько
мудрым, чтобы знать свою ограниченность^.
Глава 8. ФИЛОСОФ КАК ПРАВИТЕЛЬ
Государство на общественный счет соорудит
им памятники и будет приносить жертвы,
как божествам, если это подтвердит Пифия,
а если нет, то как счастливым и божествен-
ным людям.
Платон
Контраст между учениями Платона и Сократа еще более
отчетлив, чем мне удалось показать ранее. Платон, как уже
было сказано, следовал Сократу в определении философа. <А
кого же ты считаешь подлинными философами? - Тех, кто
любит усматривать истину>, - читаем в <Государстве>^
Однако, утверждая это, Платон не совсем искренен. В дей-
ствительности он в это не верит, так как в других местах он
открыто заявляет, что лгать и вводить в заблуждение - одна
из царских привилегий правителя: <Уж кому-кому, а прави-
телям государства надлежит применять ложь как против
неприятеля, так и ради своих граждан - для пользы своего
государства, но всем остальным к ней нельзя прибегать^.
<Для пользы своего государства>, - говорит Платон.
Вновь мы видим, что принцип коллективной пользы выдви-
гается в качестве основополагающего этического критерия.
Тоталитаристская мораль подчиняет себе все, даже опреде-
ление идеи Философа. Едва ли нужно упоминать, что соглас-
но тому же принципу политической целесообразности, под-
данные обязаны говорить правду: <Если правитель уличит во
лжи какого-нибудь гражданина... он подвергнет его наказа-
нию за то, что тот вводит гибельный обычай, перевора-
чивающий государство, как корабль>^. Только в этом не-
сколько неожиданном смысле платоновские правители -
правители-философы любят истину.
Платон иллюстрирует применение принципа коллектив-
ной пользы к проблеме правдивости на примере врача. При-
мер выбран удачно, так как Платон охотно уподоблял свою
политическую миссию роли целителя или спасителя больного
тела общества