Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 82



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Я попытался показать, что интеллектуализм Сократа носил в своей основе эгалитаристский и индивидуалистиче- ский характер, а содержавшийся в нем элемент авторитариз- ма был сведен до минимума интеллектуальной скромностью и рационализмом Сократа. Совсем не таков интеллектуализм Платона. <Сократ>, выведенный Платоном в <Государст- ве>, - это воплощение абсолютного авторитаризма". (Даже его самоуничижительные замечания - это не осознание своей ограниченности, а, скорее, ироническое утверждение собственного превосходства.) Его воспитательная цель состо- ит не в пробуждении самокритики и критического мышления вообще, а, напротив, во внушении, т. е. формировании такой души, которая (повторим цитату из <Законов>^) <приобретет навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей и даже не понимать, как это возможно>. Великая эгалитарная и освободительная идея Сократа о том, что можно вести рассуждения с рабом и что между людьми существует интеллектуальная связь, некое средство универ- ГЛАВА 7. ПРИНЦИП РУКОВОДСТВА 173 сального понимания, а именно <разум>, - эта идея заменена в <Государстве> требованием монополии правящего класса на образование, соединенной с жесточайшей цензурой даже устных прений. Сократ подчеркивал, что он не мудр, что он не обладает истиной, а только ищет ее, исследует и любит. Он объяснял, что это и выражено словом <философ>, т. е. любящий муд- рость, ищущий ее, в противоположность <софисту>, т. е. мудрецу-профессионалу. Если бы он когда-нибудь заявил о том, что политики должны быть философами, он мог бы иметь в виду только одно: отягченные дополнительной ответствен- ностью, эти люди должны искать истину и осознавать свою ограниченность. Во что превратил это учение Платон? На первый взгляд может показаться, что он его нисколько не изменил, потре- бовав, чтобы суверенитет государства обеспечивали филосо- фы, тем более, что философов он определял как любящих истину, в точности повторяя Сократа

Hosted by uCoz