Я попытался показать, что интеллектуализм Сократа
носил в своей основе эгалитаристский и индивидуалистиче-
ский характер, а содержавшийся в нем элемент авторитариз-
ма был сведен до минимума интеллектуальной скромностью
и рационализмом Сократа. Совсем не таков интеллектуализм
Платона. <Сократ>, выведенный Платоном в <Государст-
ве>, - это воплощение абсолютного авторитаризма". (Даже
его самоуничижительные замечания - это не осознание
своей ограниченности, а, скорее, ироническое утверждение
собственного превосходства.) Его воспитательная цель состо-
ит не в пробуждении самокритики и критического мышления
вообще, а, напротив, во внушении, т. е. формировании такой
души, которая (повторим цитату из <Законов>^) <приобретет
навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от
других людей и даже не понимать, как это возможно>.
Великая эгалитарная и освободительная идея Сократа о том,
что можно вести рассуждения с рабом и что между людьми
существует интеллектуальная связь, некое средство универ-
ГЛАВА 7. ПРИНЦИП РУКОВОДСТВА 173
сального понимания, а именно <разум>, - эта идея заменена
в <Государстве> требованием монополии правящего класса на
образование, соединенной с жесточайшей цензурой даже
устных прений.
Сократ подчеркивал, что он не мудр, что он не обладает
истиной, а только ищет ее, исследует и любит. Он объяснял,
что это и выражено словом <философ>, т. е. любящий муд-
рость, ищущий ее, в противоположность <софисту>, т. е.
мудрецу-профессионалу. Если бы он когда-нибудь заявил о
том, что политики должны быть философами, он мог бы иметь
в виду только одно: отягченные дополнительной ответствен-
ностью, эти люди должны искать истину и осознавать свою
ограниченность.
Во что превратил это учение Платон? На первый взгляд
может показаться, что он его нисколько не изменил, потре-
бовав, чтобы суверенитет государства обеспечивали филосо-
фы, тем более, что философов он определял как любящих
истину, в точности повторяя Сократа