Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 79



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Теперь нам ясно, насколько сильно сократовское требование (если он когда-нибудь формулировал его как требование), чтобы правили лучшие, т. е. интеллек- туально честные, отличается от авторитарного требования, чтобы правили самые ученые, или от аристократического требования, чтобы правили наиболее благородные. (Вера Со- крата в то, что даже смелость - это мудрость, я полагаю, может быть понята как непосредственная критика аристокра- тического учения о благородном по рождению герое.) Однако моральный интеллектуализм Сократа - это пал- ка о двух концах. С одной стороны, он имеет особый эгали- таристский и демократический оттенок, позднее развитый Антисфеном. С другой стороны, он может лечь в основу весьма антидемократических тенденций - в сократовском моральном интеллектуализме сделан акцент на необходимо- сти просвещения, образования, который легко может быть истолкован как требование авторитаризма. С этим связан вопрос, сильно смущавший Сократа: нс тот ли больше всего нуждается в образовании, кто недостаточно образован, а потому недостаточно мудр и не сознает своих недостатков? Сама готовность учиться приравнивается к обладанию муд- ростью, той мудростью, которую Сократ себе приписывал: ведь тот, кто готов учиться, знает, как мало он знает. Таким образом, оказывается, что необразованный нуждается в ав- торитете, который его пробудит, так как сам он едва ли может быть самокритичным. Однако в учении Сократа этот един- ственный элемент авторитаризма чудесно уравновешивается оговоркой, что авторитет не должен претендовать на что-то большее. Подлинному учителю разрешено лишь одно: демон- стрировать самокритичность, отсутствующую у необразован- ного. <Мой авторитет, каким бы он ни был, может основы- ваться лишь на моем знании того, как мало я знаю>, - так, по-видимому, Сократ обосновывал свою миссию пробуждения людей от их догматической дремоты. Он полагал, что эта воспитательная миссия является также и политической зада- чей. Он чувствовал, что для того, чтобы улучшить полити- ческую жизнь города-государства, граждан надо обучить самокритичности

Hosted by uCoz