Теперь нам ясно, насколько сильно
сократовское требование (если он когда-нибудь формулировал
его как требование), чтобы правили лучшие, т. е. интеллек-
туально честные, отличается от авторитарного требования,
чтобы правили самые ученые, или от аристократического
требования, чтобы правили наиболее благородные. (Вера Со-
крата в то, что даже смелость - это мудрость, я полагаю,
может быть понята как непосредственная критика аристокра-
тического учения о благородном по рождению герое.)
Однако моральный интеллектуализм Сократа - это пал-
ка о двух концах. С одной стороны, он имеет особый эгали-
таристский и демократический оттенок, позднее развитый
Антисфеном. С другой стороны, он может лечь в основу
весьма антидемократических тенденций - в сократовском
моральном интеллектуализме сделан акцент на необходимо-
сти просвещения, образования, который легко может быть
истолкован как требование авторитаризма. С этим связан
вопрос, сильно смущавший Сократа: нс тот ли больше всего
нуждается в образовании, кто недостаточно образован, а
потому недостаточно мудр и не сознает своих недостатков?
Сама готовность учиться приравнивается к обладанию муд-
ростью, той мудростью, которую Сократ себе приписывал:
ведь тот, кто готов учиться, знает, как мало он знает. Таким
образом, оказывается, что необразованный нуждается в ав-
торитете, который его пробудит, так как сам он едва ли может
быть самокритичным. Однако в учении Сократа этот един-
ственный элемент авторитаризма чудесно уравновешивается
оговоркой, что авторитет не должен претендовать на что-то
большее. Подлинному учителю разрешено лишь одно: демон-
стрировать самокритичность, отсутствующую у необразован-
ного. <Мой авторитет, каким бы он ни был, может основы-
ваться лишь на моем знании того, как мало я знаю>, - так,
по-видимому, Сократ обосновывал свою миссию пробуждения
людей от их догматической дремоты. Он полагал, что эта
воспитательная миссия является также и политической зада-
чей. Он чувствовал, что для того, чтобы улучшить полити-
ческую жизнь города-государства, граждан надо обучить
самокритичности