Например, предполо-
жим, что мы выбрали в качестве правителя <мудрейшего> и
<наилучшего>. Однако <мудрейший> может мудро решить,
что править должен не он, а <наилучший>. <Наилучший> же
в своей добродетели может решить, что править должно
большинство. Важно отметить, что определенные возражения
вызывает даже тот вариант <теории суверенитета>, который
требует <Царства закона>. Это поняли очень давно, о чем
свидетельствует замечание Гераклита^: <Закон именно в том,
чтобы повиноваться воле одного>.
Я полагаю, что этот короткий критический очерк может
привести к выводу о слабости как эмпирических, так и
логических позиций теории суверенитета. Поэтому следует
требовать, по меньшей мере, того, чтобы эту теорию не
принимали, прежде чем не будут тщательно изучены другие
возможности.
II
И действительно, нетрудно показать, что возможна сво-
бодная от парадокса суверенитета теория демократического
управления. Такая теория, которую я имею в виду, основы-
вается не на учении о доброте и справедливости правления
большинства, а на представлении о низости тирании. Точнее,
она опирается на решение или на согласие избегать тирании
и оказывать ей сопротивление.
Можно различить два типа правительств. Первый тип -
это правительства, от которых мы можем избавиться без
кровопролития, например, путем всеобщих выборов. В этом
случае общественные институты обеспечивают средства, с
помощью которых правители могут быть смещены граждана-
ми, а общественные традиции^ гарантируют, что эти инсти-
туты не могут быть с легкостью разрушены теми, кто нахо-
ГЛАВА 7. ПРИНЦИП РУКОВОДСТВА 165
дится у власти. Второй тип - это правительства, от которых
управляемые могут избавиться лишь путем успешного пере-
ворота, т. е. в большинстве случаев - никогда. По-моему,
термин <демократия> - это краткое обозначение правитель-
ства первого типа, а термины <тирания> или <диктатура> -
второго. Я полагаю, что такое понимание хорошо согласуется
с традиционным употреблением этих терминов