Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 7



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Вторая тенденция коренится глубже и находится в основании первой. Она проистекает из нашего страха перед мыслью, что полная ответственность за наши этические решения ложится на нас и не может быть передана никому другому - ни Богу, ни природе, ни обществу, ни истории. Все эти этические теории стремятся найти какой-нибудь аргумент, который мог бы снять с наших плеч эту ношу". Однако от этой ответственности избавиться невозможно. Каким бы авторитетам мы ни поклонялись, им поклоняемся именно мы. Не желая признавать этой простой вещи, мы лишь обманываем себя. VI Теперь мы приступим к более подробному исследованию платоновского натурализма и его отношения к историцизму. Термин <природа> Платон часто использует в разных смыс- лах. Среди смыслов, которые он с ним связывает, важней- шим, по моему мнению, является смысл, почти тождествен- ный тому, что он понимает под словом <сущность>. Эссенци- алисты и сегодня часто используют термин <природа> именно так. И сегодня можно услышать рассуждения, например, о природе математики, о природе индуктивного вывода или о <природе счастья и нищеты>^. В этом смысле <природа> означает у Платона почти то же самое, что форма или идея. Ведь как мы видели ранее, форма или идея вещи является также и ее сущностью. Основное различие между <природой> и <формой> или <идеей> состоит, по-видимому, в следующем. Форма или идея вещи, как мы убедились, находится не в вещи, а отделена от нее, будучи ее первородным предком. Причем форма или предок передает чувственным вещам нечто, унаследованное от рода или расы, а именно - их природу. Таким образом, <природа> является врожденным первичным качеством вещи, а потому ее имманентной сущ- ностью. Это - первичная сила или предрасположенность вещи, определяющая те из ее качеств, которые образуют основу ее сходства с ее формой или идеей и внутренней причастности к ней. <Природное> поэтому, является внутренним, первичным и небесным в вещи, а <искусственное> - тем, что было создано позднее, добавлено или навязано ей внешним челове- ческим воздействием

Hosted by uCoz