Подведем итоги. Платоновская теория справедливости,
представленная в <Государстве> и других его более поздних
работах, - это сознательная попытка взять верх над эгали-
ГЛАВА 6. ТОТАЛИТАРИСТСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ 159
таризмом, индивидуализмом и протекционизмом его времени
и возродить принципы родового строя с помощью тоталита-
ристской теории морали. В то же время новая гуманистиче-
ская мораль произвела на Платона огромное впечатление.
Однако вместо того, чтобы бороться с эгалитаризмом посред-
ством рациональных доводов, он даже не желает его обсуж-
дать. Он сумел лишь заручиться поддержкой гуманистиче-
ских чувств, сила которых была ему хорошо известна, и
использовать их в интересах тоталитарного классового прав-
ления господствующей расы, обладающей естественным пре-
восходством.
Платон заявлял, что эти классовые прерогативы необхо-
димы для поддержания стабильности государства и поэтому
составляют сущность справедливости. В конечном счете это
утверждение основано на аргументе, в соответствии с кото-
рым справедливость полезна для могущества, здоровья и
стабильности государства. А этот аргумент очень напоминает
современное тоталитаристское определение: право - это все,
что полезно для могущества моей нации, моего класса или
моей партии.
Это, однако, еще не все. Подчеркивая исключительную
важность классовых интересов, платоновская теория справед-
ливости помещает в центр политической теории следующую
проблему: <Кто должен править?> Платон отвечает, что
править должен мудрейший и лучший. Разве этот превосход-
ный ответ не меняет на самом деле его теорию?
Глава 7. ПРИНЦИП РУКОВОДСТВА
Несведущий должен следовать за руковод-
ством разумного и быть под его властью.
Платон
Определенные возражения^ против нашего понимания
политической программы Платона заставили нас предпри-
нять исследование той роли, которую играют в этой програм-
ме такие моральные идеи, как Справедливость, Благо, Кра-
сота, Мудрость, Истина и Счастье