Даже упоминание
с элементами шаржирования о <сильных> и <слабых>, осоз-
нающих свое ничтожество, прекрасно вписывается в теорию
протекционизма. Вполне вероятно, что в учении Ликофрона
выдвигалось требование, чтобы государство защищало сла-
бых, - требование, которому нельзя отказать в благородст-
ве. (Надежда на то, что однажды оно будет исполнено,
выражена в христианстве: <Агнец наследует землю>.)
Самому Калликлу протекционизм не по душе, он высту-
пает за <естественное> право сильного. Знаменательно, что
Сократ, споря с Калликлом, приходит на помощь протекци-
онизму, связывая его со своим главным тезисом о том, что
лучше страдать от несправедливости, чем причинять ее^: <А
разве большинство не держится того мнения (как ты сам
недавно говорил), что справедливость - это равенство и что
постыднее творить несправедливость, чем терпеть ее?> И
дальше: <Значит, не только по обычаю и закону творить
несправедливость постыднее, чем терпеть, и справедливость
- это соблюдение равенства, но и по природе тоже>. (В
<Горгии>, несмотря на все индивидуалистские, эгалитарист-
ГЛАВА 6. ТОТАЛИТАРИСТСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ 157
скис и протекционистские тенденции, высказываются и весь-
ма антидемократические пристрастия. Объясняется это, по-
видимому, тем, что, работая над <Горгием>, Платон еще не
развил своих тоталитаристских теорий. Хотя он симпатизи-
ровал антидемократическим взглядам, влияние Сократа было
еще очень велико. Однако мне непонятно, как можно считать,
что одновременно и <Горгий>, и <Государство> дают верное
представление о взглядах Сократа.)
Вернемся теперь к <Государству>, где в устах Главкона
протекционизм предстает как логически более строгий, но
этически равноценный вариант нигилизма Фрасимаха. <Вы-
слушай же то, - говорит Главкон^, - в чем состоит спра-
ведливость и откуда она берется. Говорят, что творить не-
справедливость ооычно бывает хорошо, а терпеть ее - плохо