Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 63



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Даже упоминание с элементами шаржирования о <сильных> и <слабых>, осоз- нающих свое ничтожество, прекрасно вписывается в теорию протекционизма. Вполне вероятно, что в учении Ликофрона выдвигалось требование, чтобы государство защищало сла- бых, - требование, которому нельзя отказать в благородст- ве. (Надежда на то, что однажды оно будет исполнено, выражена в христианстве: <Агнец наследует землю>.) Самому Калликлу протекционизм не по душе, он высту- пает за <естественное> право сильного. Знаменательно, что Сократ, споря с Калликлом, приходит на помощь протекци- онизму, связывая его со своим главным тезисом о том, что лучше страдать от несправедливости, чем причинять ее^: <А разве большинство не держится того мнения (как ты сам недавно говорил), что справедливость - это равенство и что постыднее творить несправедливость, чем терпеть ее?> И дальше: <Значит, не только по обычаю и закону творить несправедливость постыднее, чем терпеть, и справедливость - это соблюдение равенства, но и по природе тоже>. (В <Горгии>, несмотря на все индивидуалистские, эгалитарист- ГЛАВА 6. ТОТАЛИТАРИСТСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ 157 скис и протекционистские тенденции, высказываются и весь- ма антидемократические пристрастия. Объясняется это, по- видимому, тем, что, работая над <Горгием>, Платон еще не развил своих тоталитаристских теорий. Хотя он симпатизи- ровал антидемократическим взглядам, влияние Сократа было еще очень велико. Однако мне непонятно, как можно считать, что одновременно и <Горгий>, и <Государство> дают верное представление о взглядах Сократа.) Вернемся теперь к <Государству>, где в устах Главкона протекционизм предстает как логически более строгий, но этически равноценный вариант нигилизма Фрасимаха. <Вы- слушай же то, - говорит Главкон^, - в чем состоит спра- ведливость и откуда она берется. Говорят, что творить не- справедливость ооычно бывает хорошо, а терпеть ее - плохо

Hosted by uCoz