Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 62



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Конечно, такое представление нечест- но, ведь единственная необходимая предпосылка рассматри- ваемой теории - это требование пресечь преступления или несправедливость. Существующий между упомянутыми фрагментами из <Горгия> и <Государства> параллелизм неоднократно ком- ментировался. Однако, насколько мне известно, комментато- ры не заметили одного существенного различия. Вот оно. В <Горгии> о теории говорит Калликл, причем так, как если бы он был ее противником. Однако поскольку он также высту- пает против Сократа, то Платон в этом диалоге скорее защищает, чем критикует теорию протекционизма. И дей- ствительно, взглянув внимательно, мы заметим, что Сократ 156 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПЛАТОНА защищает некоторые положения этой теории от нигилиста Калликла. В <Государстве> же эта теория представлена Глав- коном как развитие взглядов Фрасимаха, т. е. нигилиста, занявшего здесь место Калликла. Другими словами, теория предстает здесь как нигилистическая, а Сократ - как герой, побсдоносно разрушающий это дьявольское учение о себялю- бии. Итак, фрагменты, в которых большинство комментаторов усматривают свидетельство сходства между <Горгием> и <Го- сударством>, в действительности указывают на полную пере- мену направления. Несмотря на враждебный настрой Кал- ликла, в <Горгии> выражена симпатия протекционизму, <Го- сударство> же яростно с ним борется. Вот отрывок из речи Калликла в <Горгии>^: <Но по-мо- ему, законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы... Стараясь запугать более сильных, тех, кто способен над ними возвыситься, страшась этого возвышения, они утверждают, что быть выше других постыдно и неспра- ведливо, что в этом как раз и состоит несправедливость - в стремлении подняться выше прочих. Сами же они по своей ничтожности охотно, я думаю, довольствовались бы долею, равною для всех>. Очистив это высказывание от открытой издевки и враждебности Калликла, мы обнаруживаем в нем элементы теории Ликофрона: эгалитаризм, индивидуализм и требование защиты от несправедливости

Hosted by uCoz