Конечно, такое представление нечест-
но, ведь единственная необходимая предпосылка рассматри-
ваемой теории - это требование пресечь преступления или
несправедливость.
Существующий между упомянутыми фрагментами из
<Горгия> и <Государства> параллелизм неоднократно ком-
ментировался. Однако, насколько мне известно, комментато-
ры не заметили одного существенного различия. Вот оно. В
<Горгии> о теории говорит Калликл, причем так, как если бы
он был ее противником. Однако поскольку он также высту-
пает против Сократа, то Платон в этом диалоге скорее
защищает, чем критикует теорию протекционизма. И дей-
ствительно, взглянув внимательно, мы заметим, что Сократ
156 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПЛАТОНА
защищает некоторые положения этой теории от нигилиста
Калликла. В <Государстве> же эта теория представлена Глав-
коном как развитие взглядов Фрасимаха, т. е. нигилиста,
занявшего здесь место Калликла. Другими словами, теория
предстает здесь как нигилистическая, а Сократ - как герой,
побсдоносно разрушающий это дьявольское учение о себялю-
бии.
Итак, фрагменты, в которых большинство комментаторов
усматривают свидетельство сходства между <Горгием> и <Го-
сударством>, в действительности указывают на полную пере-
мену направления. Несмотря на враждебный настрой Кал-
ликла, в <Горгии> выражена симпатия протекционизму, <Го-
сударство> же яростно с ним борется.
Вот отрывок из речи Калликла в <Горгии>^: <Но по-мо-
ему, законы как раз и устанавливают слабосильные, а их
большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают
они законы... Стараясь запугать более сильных, тех, кто
способен над ними возвыситься, страшась этого возвышения,
они утверждают, что быть выше других постыдно и неспра-
ведливо, что в этом как раз и состоит несправедливость - в
стремлении подняться выше прочих. Сами же они по своей
ничтожности охотно, я думаю, довольствовались бы долею,
равною для всех>. Очистив это высказывание от открытой
издевки и враждебности Калликла, мы обнаруживаем в нем
элементы теории Ликофрона: эгалитаризм, индивидуализм и
требование защиты от несправедливости