(Гегель сделал этот вывод, ясно увидев аморальность госу-
дарства, приводящую к защите морального нигилизма в
международных отношениях.)
С точки зрения тоталитаристской этики и коллективной
пользы платоновская теория справедливости безупречна. Ос-
таваться на своем месте - действительно добродетель. Эта
гражданская добродетель полностью соответствует дисципли-
не как воинской добродетели. А эта добродетель, в свою
очередь, играет точно такую же роль, какую играет <спра-
ведливость> в платоновской системе добродетелей. Ведь вин-
тики огромного механизма государства <добродетельны> в
двух случаях. Во-первых, они должны годиться для выполне-
ния своей задачи, т. е. быть соответствующего размера,
формы, прочности и т. д. Во-вторых, каждый из них должен
находиться и удерживаться на своем собственном месте.
Первая добродетель, т. е. соответствие определенной задаче,
ГЛАВА 6. ТОТАЛИТАРИСТСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ 147
приводит к разделению винтиков в зависимости от выполня-
емых ими функций. Добродетель винтиков, т. е. их пригод-
ность, требует, чтобы одни <<по природе своей>) были вели-
ки, другие должны быть прочными, третьи - гладкими. При
этом все они должны быть на своем месте. Эта общая всем
добродетель одновременно является добродетелью целого -
согласованностью, гармонией. Такую всеобщую добродетель
Платон называет <справедливостью>. С точки зрения тота-
литаристской морали всеобщая добродетель Платона непро-
тиворечива и хорошо обоснована. Если личность - нс что
иное, как винтик, то этика - не что иное, как исследование
того, как из винтиков составить целое.
Замечу, что я не сомневаюсь в искренности платоновской
приверженности тоталитаризму. Он не признавал компро-
мисса, требуя неоспоримого господства одного класса над
остальными, но при этом его идеалом была не максимальная
эксплуатация рабочего класса верхами, а устойчивость цело-
го. Однако необходимость ограничить эксплуатацию Платон
объясняет чисто утилитаристски, а именно - интересом
стабильности правящего класса