Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 47



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Одна из них состоит в том, что Платон, расчищая почву для своих коллективистских теорий, обычно начинает с максимы или пословицы (имеющей, по-видимому, пифагорейское происхождение): <у друзей все общее>^. Без сомнения, это - возвышенное, превосходное и лишенное себялюбия изречение. Можно ли заподозрить, что рассужде- ние, начинающееся с такого похвального утверждения, при- ведет к совершенно антигуманному заключению? Другая важная причина состоит в том, что в диалогах Платона содержится немало подлинно гуманистических изречений - особенно в диалогах, предшествовавших <Государству>, т. е. в тех, в которых еще заметно влияние Сократа. Напомню учение Сократа, изложенное в <Горгии>, где утверждается, что лучше страдать от несправедливости, чем причинять ее. Очевидно, что это учение отмечено не только альтруизмом, но и индивидуализмом: ведь в коллективистской теории справедливости, например, той, что изложена в <Государст- ве>, несправедливость - это действие, направленное против государства, а не против отдельного человека, и хотя человек может совершить несправедливость, от нее пострадает только коллектив. Однако в <Горгии> нет ничего подобного. Здесь предлагается совершенно обычная теория справедливости, причем <Сократ> (вероятно, наделенный многими чертами настоящего Сократа) приводит такие примеры несправедли- вости, как пощечина, нанесение ран или убийство. Слова Сократа о том, что лучше страдать от таких действий, чем их совершать, действительно очень близки христианскому учению, а его теория справедливости соответствует духу Перикла. (В главе 10 мы попытаемся это объяснить.) В <Государстве> же развивается новое учение о справед- ливости, которое не только несовместимо с индивидуализмом, но совершенно ему враждебно. Однако читатель может легко поверить, что Платон все еще привержен учению, предло- женному в <Горгии>, так как в <Государстве> Платон часто 144 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПЛАТОНА намекает на эту теорию, говоря, что лучше страдать от несправедливости, чем ее совершать, несмотря на бессмыс- ленность этого изречения с точки зрения развиваемой им коллективистской теории справедливости

Hosted by uCoz