Одна из них состоит в том, что Платон,
расчищая почву для своих коллективистских теорий, обычно
начинает с максимы или пословицы (имеющей, по-видимому,
пифагорейское происхождение): <у друзей все общее>^. Без
сомнения, это - возвышенное, превосходное и лишенное
себялюбия изречение. Можно ли заподозрить, что рассужде-
ние, начинающееся с такого похвального утверждения, при-
ведет к совершенно антигуманному заключению? Другая
важная причина состоит в том, что в диалогах Платона
содержится немало подлинно гуманистических изречений -
особенно в диалогах, предшествовавших <Государству>, т. е.
в тех, в которых еще заметно влияние Сократа. Напомню
учение Сократа, изложенное в <Горгии>, где утверждается,
что лучше страдать от несправедливости, чем причинять ее.
Очевидно, что это учение отмечено не только альтруизмом,
но и индивидуализмом: ведь в коллективистской теории
справедливости, например, той, что изложена в <Государст-
ве>, несправедливость - это действие, направленное против
государства, а не против отдельного человека, и хотя человек
может совершить несправедливость, от нее пострадает только
коллектив. Однако в <Горгии> нет ничего подобного. Здесь
предлагается совершенно обычная теория справедливости,
причем <Сократ> (вероятно, наделенный многими чертами
настоящего Сократа) приводит такие примеры несправедли-
вости, как пощечина, нанесение ран или убийство. Слова
Сократа о том, что лучше страдать от таких действий, чем
их совершать, действительно очень близки христианскому
учению, а его теория справедливости соответствует духу
Перикла. (В главе 10 мы попытаемся это объяснить.)
В <Государстве> же развивается новое учение о справед-
ливости, которое не только несовместимо с индивидуализмом,
но совершенно ему враждебно. Однако читатель может легко
поверить, что Платон все еще привержен учению, предло-
женному в <Горгии>, так как в <Государстве> Платон часто
144 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПЛАТОНА
намекает на эту теорию, говоря, что лучше страдать от
несправедливости, чем ее совершать, несмотря на бессмыс-
ленность этого изречения с точки зрения развиваемой им
коллективистской теории справедливости