Это также и основное практическое
учение Канта (<всегда относись к другому человеку как к
цели, а не как к простому средству достижения своих целей>).
ГЛАВА 6. ТОТАЛИТАРИСТСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ 141
Ни одна другая мысль не оказала такого мощного влияния на
нравственное развитие человечества.
Платон не ошибся, увидев в этом учении врага кастового
общества. Недаром именно его он ненавидел больше других
современных ему <подрывных> учений. Чтобы это стало еще
яснее, я процитирую два фрагмента из <Законов>^. Их
поистине исключительная враждебность по отношению к
личности, как мне кажется, явно недооценивается. Первый
из них приобрел известность благодаря ссылке на <Государ-
ство>, в которой обсуждается предложение, чтобы <общими
были жены, дети, все имущество>. Платон называет здесь
такое государственное устройство <наилучшим>. В наилуч-
шем государстве, говорит он, <все общее. Существует ли в
наше время где-либо и будет ли когда, чтобы общими были
жены, дети, все имущество и чтобы вся собственность, име-
нуемая частной, всеми средствами была повсюду устранена
из жизни? Чтобы измышлялись по мере возможности средства
так или иначе сделать общим то, что от природы является
частным, - глаза, уши, руки, - так, чтобы казалось, будто
все сообща видят, слышат и действуют, все восхваляют или
порицают одно и то же? По одним и тем же причинам все
будут радоваться и огорчаться, а законы по мере сил как
можно более объединят государство>. Более того, Платон
утверждает, что <выше этого, в смысле добродетели, лучше
и правильнее никто никогда не сможет установить предела>.
Он описывает это государство как <божественное>, как <мо-
дель>, <образец> или <подлинник> государства, т. е. как его
форму или идею. Таким образом, здесь использован тот же
подход, что и в <Государстве>, но теперь он применен к
ситуации, когда Платон потерял надежду воплотить свой
политический идеал во всем блеске