Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 44



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Это также и основное практическое учение Канта (<всегда относись к другому человеку как к цели, а не как к простому средству достижения своих целей>). ГЛАВА 6. ТОТАЛИТАРИСТСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ 141 Ни одна другая мысль не оказала такого мощного влияния на нравственное развитие человечества. Платон не ошибся, увидев в этом учении врага кастового общества. Недаром именно его он ненавидел больше других современных ему <подрывных> учений. Чтобы это стало еще яснее, я процитирую два фрагмента из <Законов>^. Их поистине исключительная враждебность по отношению к личности, как мне кажется, явно недооценивается. Первый из них приобрел известность благодаря ссылке на <Государ- ство>, в которой обсуждается предложение, чтобы <общими были жены, дети, все имущество>. Платон называет здесь такое государственное устройство <наилучшим>. В наилуч- шем государстве, говорит он, <все общее. Существует ли в наше время где-либо и будет ли когда, чтобы общими были жены, дети, все имущество и чтобы вся собственность, име- нуемая частной, всеми средствами была повсюду устранена из жизни? Чтобы измышлялись по мере возможности средства так или иначе сделать общим то, что от природы является частным, - глаза, уши, руки, - так, чтобы казалось, будто все сообща видят, слышат и действуют, все восхваляют или порицают одно и то же? По одним и тем же причинам все будут радоваться и огорчаться, а законы по мере сил как можно более объединят государство>. Более того, Платон утверждает, что <выше этого, в смысле добродетели, лучше и правильнее никто никогда не сможет установить предела>. Он описывает это государство как <божественное>, как <мо- дель>, <образец> или <подлинник> государства, т. е. как его форму или идею. Таким образом, здесь использован тот же подход, что и в <Государстве>, но теперь он применен к ситуации, когда Платон потерял надежду воплотить свой политический идеал во всем блеске

Hosted by uCoz