ГЛАВА 6. ТОТАЛИТАРИСТСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ 133
Этот эгалитаристский принцип прекрасно сформулировал
Перикл за несколько лет до рождения Платона в речи,
сохраненной для нас Фукидидом^. Более полно мы процити-
руем ее в главе 10, но два предложения следует привести
сейчас: <Законы наши, - говорит Перикл, - в частных
делах всем дают нам равные возможности. Уважением у нас
каждый пользуется по заслугам, и ни поддержка привержен-
цев не приносит больше успеха, чем собственная доблесть,
ни скромность звания не мешает бедняку оказать услугу
государству...> Эти фразы выражают некоторые фундамен-
тальные цели великого движения за равноправие, которое,
как мы видели, не избегало даже критики рабства. В век
Перикла это движение было представлено Еврипидом, Анти-
фонтом и Гиппием (их мы цитировали в предыдущей главе),
а также Геродотом". Платоновское поколение представлено
Алкидамом и Ликофроном, которых мы также цитировали
ранее. Еще одним сторонником эгалитаризма был Антисфен,
один из ближайших друзей Сократа.
Платоновский принцип справедливости прямо противопо-
ложен всему этому. Он требовал естественных привилегий
естественным лидерам. Но как же он опровергал принцип
эгалитаризма? И как же он утверждал свои собственные
требования?
Из главы 5 мы помним, что некоторые хорошо известные
эгалитаристские требования выражены с помощью впечатля-
ющего, но внушающего сомнения языка <естественных прав>
и что некоторые представители эгалитаризма защищали вы-
двигаемые ими требования, указывая на <естественное>, т. е.
биологическое равенство людей. Мы показали неуместность
этого аргумента: действительно, в некоторых важных отно-
шениях люди равны, в других - неравны, причем из этого,
как и из любого другого факта нельзя вывести нормативные
требования. Следует также заметить, что не все эгалитаристы
прибегали к этому натуралистическому доводу - так, Пе-
рикл, например, даже не намекнул на него".
Платон быстро понял, что натурализм - слабое место в
эгалитаристском учении, и извлек из этой слабости макси-
мальную выгоду