Поэтому мне непонятно, как
попытка Платона убедить своих читателей в том, что он
исследовал все важные теории, согласуется с требованиями
интеллектуальной честности. Хотя следует добавить, что это
его упущение, несомненно, является следствием глубокой
преданности делу, которое он твердо считал благим.
Чтобы в полной мере оценить, к чему приводило глухое
молчание Платона по этому вопросу, следует прежде всего
уяснить, что эгалитарное движение, каким его знал Платон,
представляло собой все, что он ненавидел, и что его собствен-
ная теория, разработанная в <Государстве> и более поздних
работах, была в значительной степени ответом на мощный
вызов нового эгалитаризма и гуманизма. Чтобы показать это,
я рассмотрю основные принципы гуманистического движения
и противопоставлю их соответствующим принципам плато-
новского тоталитаризма.
Гуманистическая теория справедливости выдвигает три
основных требования или предложения (proposals), а имен-
но: (а) собственно принцип эгалитаризма, т. е. предложение
устранить <естественные> привилегии, (Ь) общий принцип
индивидуализма и (с) принцип, в соответствии с которым
задача и цель государства - защитить свободу своих граж-
дан. Каждому из этих политических требований, или пред-
ложений, соответствует прямо противоположный принцип
платонизма, а именно: (а^) принцип естественных привиле-
гий, (У) общий принцип холизма или коллективизма и
(с^ принцип, в соответствии с которым задача и цель инди-
вида - сохранить и усилить стабильность государства. Я
рассмотрю эти три требования и соответствующие им плато-
новские принципы по очереди, посвятив каждому из них по
разделу (разделы IV, V и VI).
IV
Собственно эгалитаризм - это требование, чтобы к
гражданам государства относились непредвзято. На тех, кто
дает гражданам законы, не должны влиять такие вещи, как
рождение, родственные связи и богатство граждан данного
государства. Иначе говоря, закон не признает каких бы то
ни было <естественных> привилегий, хотя граждане могут
наделить определенными привилегиями тех, кому они дове-
ряют