Суще-
ствует только два способа объяснить это упущение: или он не
заметил эгалитаристской теории", или намерснно ее игнори-
ровал. Первое маловероятно, если принять к сведению тща-
тельность, с которой написано <Государство>, и хорошо
осознанную Платоном необходимость проанализировать тео-
рии оппонентов, чтобы убедительно представить собствен-
ную. Это объяснение оказывается еще менее правдоподоб-
ным, если мы учтем широкую популярность эгалитаристской
теории. Однако вовсе не обязательно прибегать к одним лишь
правдоподобным доводам: ведь легко показать, что Платон,
работая над <Государством>, не только был знаком с эгали-
таристской теорией, но и хорошо осознавал ее важность. В
настоящей главе уже упоминалось (раздел II), а впоследствии
будет подробно рассказано (раздел VIII) о том, что эгалита-
ризм играл существенную роль в более раннем <Горгии> -
там его даже защищают. Далее, несмотря на то, что в
<Государстве> достоинства и недостатки эгалитаризма серь-
езно не обсуждаются, Платон не перестал считать его менее
влиятельным: ведь само <Государство> свидетельствует о его
популярности. В <Государстве> содержится намек на широко
известное демократическое представление о справедливости,
однако о нем говорится только с презрением, и все, что мы о
нем слышим, - это несколько насмешск и колкостей^, хоро-
шо согласующихся с оскорбительными нападками на афин-
скую демократию, причем приведенных в тех местах диалога,
где справедливость вовсе не обсуждается. Итак, не может
быть, чтобы Платон не заметил эгалитаристскую теорию
справедливости. Также невероятно, что он не счел нужным
обсудить влиятельную теорию, диаметрально противополож-
ную его собственной. Тот факт, что в <Государстве> Платон
132 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПЛАТОНА
ограничивается лишь несколькими шутливыми замечаниями
на эту тему (очевидно, ему они очень нравились, поэтому он
их не вычеркнул^), можно объяснить лишь сознательным
отказом от такого обсуждения