Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 31



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Однако осознавал ли Платон, как много значит для людей справедливость? Да, осознавал - ведь в <Государстве> он пишет: <Когда человек сознает, что он поступает несправед- ливо, то, чем он благороднее, тем менее способен негодовать на того, кто, по его мнению, вправе обречь его на голод, стужу и другие подобные муки: это нс возбудит в нем гнева... А когда он считает, что с ним поступают несправедливо, он вскипает, раздражается и становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов перено- сить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремле- ний - либо добиться своего, либо умереть>". Прочитав это, нельзя усомниться в том, что Платон понимал силу веры и, прежде всего, веры в справедливость. Нельзя усомниться также в том, что <Государство> направ- лено на то, чтобы извратить эту веру и заменить се противо- положной. Учитывая имеющиеся свидетельства, я склонен допус- тить, что Платон хорошо знал, что делает. Эгалитаризм оыл заклятым врагом Платона, с которым он намерен был рас- правиться. Нет сомнения в искренности его веры в то, что эгалитаризм - зло и великая опасность. Однако его наступ- ление на эгалитаризм не было честным. Платон не посмел встретить врага в открытом бою. Чтобы обосновать эту точку зрения, я представлю чита- телю ряд аргументов. ГЛАВА 6. ТОТАЛИТАРИСТСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ 131 Вероятно, из всех когда-либо написанных работ о спра- ведливости <Государство> - наиболее продуманное произве- дение. В нем исследуются разнообразные подходы к анализу справедливости, причем так, что мы вынуждены поверить в то, что Платон не упустил ни одной из хорошо известных ему теорий справедливости. В действительности Платон ясно намекает" на то, что он тщетно пытался обнаружить такую теорию в современных ему концепциях и что поэтому требу- ется новая, самостоятельная попытка. Однако в обзоре и обсуждении современных ему теорий Платон ни разу не упоминает точку зрения, в соответствии с которой справед- ливость - это равенство перед законом (<isonomy>)

Hosted by uCoz