Однако я
полагаю, что большинство из нас, особенно те, кто привержен
гуманизму, говоря о <справедливости>, имеют в виду следую-
щее: (а) равное распределение бремени гражданских обязан-
ностей, т. е. тех ограничений свободы, которые необходимы
в общественной жизни"*; (6) равенство граждан перед законом
при условии, разумеется, что (с) законы не пристрастны в
пользу или против отдельных граждан, групп или классов;
(d) справедливый суд и (е) равное распределение преиму-
ществ (а не только бремени), которое может означать для
граждан членство в данном государстве. Если Платон, говоря
о <справедливости>, имел в виду нечто подобное, то мое
утверждение о тоталитарности его программы было бы оши-
бочным и были бы правы все, кто считает, что в основе
платоновской политики лежит вполне приемлемый гуманизм.
Однако в действительности Платон, говоря о <справедливо-
сти>, понимал ее совершенно иначе.
Что Платон подразумевал под <справедливостью>? Я
утверждаю, что в <Государстве> он использует термин <спра-
ведливо> как синоним слов <то, что в интересах лучшего
государства>. Что же в интересах этого лучшего государства?
ГЛАВА 6. ТОТАЛИТАРИСТСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ 127
Задержать все перемены путем сохранения власти правящего
класса и жесткого деления на классы. Если эта интерпретация
верна, то мы должны будем согласиться с тем, что платонов-
ское понимание справедливости обусловило тоталитарный
характер его политической программы. Кроме того, мы дол-
жны будем также сделать вывод о том, как опасно полагаться
на впечатление от одних только слов.
Справедливость - центральная тема <Государства>. По
традиции его подзаголовком считают слова <О справедливо-
сти>. Исследуя природу справедливости, Платон использует
метод, о котором упомянуто в предыдущей главе^. Прежде
всего он старается отыскать идею Справедливости в государ-
стве, а затем предпринимает попытку применить полученный
результат к индивиду