Я считаю доктрину всеобщей изменчивости фундамен-
тальной для Гераклита и вытекающей из его социально-политического
опыта. Все другие его теории являются вспомогательными по отношению к
ней. Учение Гераклита об огне (см. Аристотель. <Метафизика>, 984а 7,
1067а 2, а также 989а 2, 996а 9, lOOIa 15; <Физика>, 205а 3) я считаю
центральным в его натурфилософии - оно представляет собой попытку
примирить учение о текучести с опытом восприятия стабильных вещей,
связать его с более ранними теориями циркуляции. Из учения об огне
Гераклит вывел теорию законов, А доктрину единства противоположностей
я не считаю центральной в философии Гераклита и расцениваю ее как весьма
абстрактную, связанную с его мистицизмом и являющуюся предтечей многих
последующих логических и методологических концепций (как таковая она
вдохновила Аристотеля на открытие закона противоречия).
з w. Nestle. Die Vorsokratiker, 1905, p. 35.
* С тем, чтобы облегчить идентификацию цитируемых фрагментов, я даю
их номера по изданию И. Байуотера (эта нумерация принята Дж. Берне-
256 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 2
том для английского перевода фрагментов - см. 1. Burnet. Early Greek
Philosophy) и номера фрагментов по пятому изданию Дильса.
Из восьми отрывков, приведенных в этом абзаце, -(1)и (2) цитируются
по фрагменту В 114 (= Byn'ater, Burnet), D^ 121 (= Diets, 5-th edition),
Л 247 (= Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, с. 247).
Остальные отрывки взяты из фрагментов: (3): В III, D^ 29, Л 244 ( ср.
Платон. <Государство>, 586 a-b)... (4): В III, D^ 104, Л 246... (5): В 112,
D5 39, Л 246 (ср. DS, vol. I, p. 65)... (6): В 5, D" 17, Л 191... (7): В 110.
D^ 33, Л 247... (8): В 100, D" 44, Л 247.
^ Три отрывка, приведенных в этом абзаце, взяты из фрагментов: (1) и
(2): В 41, DS 91, Л 211-212 (относительно (1) см. также прим. 2 к этой
главе), (3): 05 74, Л 241.
**Читателя не должно смущать то, что практически та же самая мысль
Гераклита, которая выражена в цитируемом в этом абзаце фрагменте (2),
на предыдущей странице - с