прим. 1 1 к данной
главе и соответствующий текст) из более конкретной и поддающейся инту-
итивному постижению теории о всеобщей изменчивости. То же самое может
быть сказано и об учении Гераклита об огне (см. прим. 7 к данной главе).
Те, кто, наряду с Бернетом, полагают, что доктрина универсальной
изменчивости была провозглашена еще задолго до Гераклита ранними
ионийскими философами, тем самым, по-моему, не желая того, свидетель-
ствуют о его оригинальности: ведь даже через 2400 лет после смерти
Гераклита им так и не удалось понять главного в его философии. Они не
видят разницы между течением или циркуляцией внутри сосуда, сооруже-
ния или космического каркаса, т.е. внутри всеобщности вещей (некоторые
элементы учения Гераклита действительно могут быть поняты именно так,
но лишь те элементы, в которых он не был оригинален - см. далее), и
универсальным течением, охватывающим все - и сосуд, и сам каркас (см.
Лукиан в D^, 1, р. 190; Л 180), Признав универсальную текучесть, Гераклит
пришел к выводу, что не существует никакой прочной вещи вообще.
(Анаксимандр в какой-то степени положил начало устранению мирового
каркаса, однако от его учения до доктрины всеобщей изменчивости предсто-
яло пройти еще немалый путь. См. также прим. 15 (4) к гл. 3.)
Доктрина всеобщей изменчивости заставляет Гераклита дать объяснение
кажущейся стабильности существующих в мире вещей, а также другим
очевидным регулярностям. Для этого он создает ряд 'вспомогательных теорий,
в частности, учение об огне (см. прим. 7 к данной главе) и о законах природы
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 2 255
(см. прим. 6). Именно при объяснении кажущейся стабильности мира он
активно использует теории предшественников, превращая их учения о
сгущении и разрежении и о вращении небес в общую теорию периодической
циркуляции материи. Однако я полагаю, что эта часть его учения является
не центральной, а вспомогательной. Она носит до некоторой степени аполо-
гетический характер, пытаясь примирить новую революционную доктрину
текучести со здравым смыслом и с учениями предшественников