Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 180



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
прим. 1 1 к данной главе и соответствующий текст) из более конкретной и поддающейся инту- итивному постижению теории о всеобщей изменчивости. То же самое может быть сказано и об учении Гераклита об огне (см. прим. 7 к данной главе). Те, кто, наряду с Бернетом, полагают, что доктрина универсальной изменчивости была провозглашена еще задолго до Гераклита ранними ионийскими философами, тем самым, по-моему, не желая того, свидетель- ствуют о его оригинальности: ведь даже через 2400 лет после смерти Гераклита им так и не удалось понять главного в его философии. Они не видят разницы между течением или циркуляцией внутри сосуда, сооруже- ния или космического каркаса, т.е. внутри всеобщности вещей (некоторые элементы учения Гераклита действительно могут быть поняты именно так, но лишь те элементы, в которых он не был оригинален - см. далее), и универсальным течением, охватывающим все - и сосуд, и сам каркас (см. Лукиан в D^, 1, р. 190; Л 180), Признав универсальную текучесть, Гераклит пришел к выводу, что не существует никакой прочной вещи вообще. (Анаксимандр в какой-то степени положил начало устранению мирового каркаса, однако от его учения до доктрины всеобщей изменчивости предсто- яло пройти еще немалый путь. См. также прим. 15 (4) к гл. 3.) Доктрина всеобщей изменчивости заставляет Гераклита дать объяснение кажущейся стабильности существующих в мире вещей, а также другим очевидным регулярностям. Для этого он создает ряд 'вспомогательных теорий, в частности, учение об огне (см. прим. 7 к данной главе) и о законах природы ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 2 255 (см. прим. 6). Именно при объяснении кажущейся стабильности мира он активно использует теории предшественников, превращая их учения о сгущении и разрежении и о вращении небес в общую теорию периодической циркуляции материи. Однако я полагаю, что эта часть его учения является не центральной, а вспомогательной. Она носит до некоторой степени аполо- гетический характер, пытаясь примирить новую революционную доктрину текучести со здравым смыслом и с учениями предшественников

Татуаж волосковый на сайте http://salon.balanceclub.ru.
Hosted by uCoz