Фукидид. История, II, 37-41). ** Утверж-
дение Перикла, приводимое К. Поппером в качестве эпиграфа, отсутствует
в русском переводе Фукидида; вместо него в этом месте речи Перикла
говорится так: <Однако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый
занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике>. Мы сохра-
нили в эпиграфе использованный К. Поппером вариант перевода Фукиди-
да - см, также наше прим. к прим. 31 к гл. 10.** По поводу речи Перикла
см. прим. 31 к гл. 10и соответствующий текст.
Отрывок из Платона, служащий другим эпиграфом к главе 1, взят из
<Законов>, 942 a-b, и он подробно обсуждается в прим. 33 и 34 к гл. 6 ив
соответствующем тексте.
^ Термин <коллективизм> я использую только для обозначения доктрины,
подчеркивающей значение некоторого коллектива или группы - например,
<государства> (или какого-нибудь определенного государства, нации или
класса) в противопоставлении индивидууму. Проблема коллективизма или
индивидуализма более подробно рассматривается в главе 6, в особенности в
прим. 26-28 к этой главе и соответствующем тексте. - О <трибализме> см.
главу 10, в особенности прим. 38 к этой главе (список пифагорейских
племенных табу).
^ Это означает, что такая интерпретация не несет никакой эмпиричес-
кой информации, как показано в моей <Логике научного исследования>
(К. Popper. Logic of Scientific Discovery. London, Hutchinson, 1959; русский
сокращенный перевод в: К. Потер. Логика и рост научного знания. М.,
Прогресс, 1983, с. 33-235).
^ Одна из общих черт доктрин избранного народа, избранной расы и
избранного класса состоит в том, что эти доктрины были вызваны к жизни
и приобрели свое значение в качестве реакции на тот или иной вид угнетения.
Доктрина избранного народа была выдвинута в период основания иудейской
церкви, т.е. во время вавилонского пленения. Теория господствующей арий-
ской расы графа Ж. Гобино была реакцией эмигранта аристократического
происхождения на утверждение, что французская революция успешно из-
гнала господ тевтонцев