Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 175



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Engl. ed., 1935). Несмотря на существенное отличие в употреблении этих терминов Бергсоном и мною (обусловленное фундаментальными различиями в трактов- ке почти каждой философской проблемы), существует и нечто общее, о чем я хотел бы упомянуть (см, определение Бергсоном закрытого общества как <человеческого общества, едва вышедшего из лона природы> - ор. cit., р. 229). Главное различие, однако, состоит в следующем. Мои термины основаны на рационалистическом различении: закрытое общество характе- ризуется верой в существование магических табу, а открытое общество в моем понимании представляет собой общество, в котором люди (в значительной степени) научились критически относиться к табу и основывать свои решения на совместном обсуждении и возможностях собственного интеллекта. Бергсон, напротив, имел в виду решгиозчое различение. Вот почему он может рассматривать свое открытое общество как продукт мистической интуиции, тогда как я полагаю (о чем сказано в главах 10 и 24), что мистицизм следует рассматривать как выражение тоски по утраченному единству закрытого об- щества и поэтому как реакцию на рационализм открытого общества. Из того, как я использую термин <открытое общество> в главе 10, может показаться, что он напоминает термин Грэма Уоллеса <великое общество>, однако он может относиться также и к <малому обществу>, подобному Афинам времен Перикла. Кроме того, нетрудно представить, что и <великое общество> может быть задержано в своем развитии и закрытым. Вероятно, существует также и некоторое сходство между моим <открытым обществом> и термином, исполь- зованным У. Липманом в заглавии одной из его наиболее восхитительных книг - <благое общество> (см. W. Lippmann The Good Society, 1937, а также прим. 59 (2) к гл. 10, прим, 29, 32 и 58 к гл. 24 и соответствующий текст). 252 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 1 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 1 Слова Перикла, приведенные в качестве эпиграфа, взяты из его речи, опубликованной Фукидидом (см

Hosted by uCoz