Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 16



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
е. племенного и коллективист- ского образа общественной жизни: <Закон ставит своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всего государства. То убеждением, то силой обеспечи- вает он сплоченность всех граждан, делая так, чтобы они были друг другу взаимно полезны в той мере, в какой они вообще могут быть полезны для всего общества. Выдающихся людей он включает в государство не для того, чтобы предо- ставить им возможность уклоняться куда кто хочет, но чтобы самому пользоваться ими для укрепления государства>^. То, что в его холизме присутствует элемент эстетики, грусти по утраченной красоте, видно, например, из сделанного им в <Законах> замечания: <Любой искусный ремесленник делает все ради целого, а не целое ради части>. Здесь же им дается поистине классическое определение политического холизма: <Бытие возникает не ради тебя, а, наоборот, ты - ради него>. В рамках этого целого неравноправные по природе индивиды и группы индивидов должны исполнять свои специфические и неравномерно распределяемые обязанности. Все это указывает на то, что концепция Платона пред- ставляет собой разновидность органической теории государ- ства, даже если бы Платон нигде прямо не говорил о государ- стве как об организме. Но поскольку он об этом говорил, не остается никаких сомнений в том, что он был сторонником и даже одним из родоначальников этой теории. Данная им интерпретация этой теории может быть названа персоналист- ской, или психологической, поскольку он сравнивает государ- ство не с тем или иным организмом вообще, а с человеческим индивидом или, точнее, с человеческой душой. В частности, болезнь государства, распад его единства он уподобляет болезням человеческой души. Болезнь государства не только ГЛАВА 5. ПРИРОДА И СОГЛАШЕНИЕ 117 соответствует, но и является прямым следствием искажения природы людей - в особенности членов правящего класса. Каждая из характерных стадий вырождения государства - это следствие соответствующих стадий вырождения челове- ческой души, человеческой природы, человеческого рода вообще

Hosted by uCoz