е. племенного и коллективист-
ского образа общественной жизни: <Закон ставит своей целью
не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но
благо всего государства. То убеждением, то силой обеспечи-
вает он сплоченность всех граждан, делая так, чтобы они
были друг другу взаимно полезны в той мере, в какой они
вообще могут быть полезны для всего общества. Выдающихся
людей он включает в государство не для того, чтобы предо-
ставить им возможность уклоняться куда кто хочет, но чтобы
самому пользоваться ими для укрепления государства>^. То,
что в его холизме присутствует элемент эстетики, грусти по
утраченной красоте, видно, например, из сделанного им в
<Законах> замечания: <Любой искусный ремесленник делает
все ради целого, а не целое ради части>. Здесь же им дается
поистине классическое определение политического холизма:
<Бытие возникает не ради тебя, а, наоборот, ты - ради него>.
В рамках этого целого неравноправные по природе индивиды
и группы индивидов должны исполнять свои специфические
и неравномерно распределяемые обязанности.
Все это указывает на то, что концепция Платона пред-
ставляет собой разновидность органической теории государ-
ства, даже если бы Платон нигде прямо не говорил о государ-
стве как об организме. Но поскольку он об этом говорил, не
остается никаких сомнений в том, что он был сторонником и
даже одним из родоначальников этой теории. Данная им
интерпретация этой теории может быть названа персоналист-
ской, или психологической, поскольку он сравнивает государ-
ство не с тем или иным организмом вообще, а с человеческим
индивидом или, точнее, с человеческой душой. В частности,
болезнь государства, распад его единства он уподобляет
болезням человеческой души. Болезнь государства не только
ГЛАВА 5. ПРИРОДА И СОГЛАШЕНИЕ 117
соответствует, но и является прямым следствием искажения
природы людей - в особенности членов правящего класса.
Каждая из характерных стадий вырождения государства -
это следствие соответствующих стадий вырождения челове-
ческой души, человеческой природы, человеческого рода
вообще