Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 155



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Мы, конечно, не можем порицать их за враждебность по отношению к новым произо- шедшим в их время социально-политическим переменам, как мы в определенной степени порицаем в этом их последовате- лей. Новая вера открытого общества, вера в человека, в эгалитаристскую справедливость и в человеческий разум только начинала обретать свою форму и еще не была четко сформулирована. V Величайший вклад в эту веру был сделан Сократом, который и умер за нее. Сократ не был лидером афинской демократии, подобно Периклу, или теоретиком открытого об- щества, подобно Протагору. Он был, скорее, критиком Афин и их демократических институтов, и в этом отношении он мог иметь поверхностное сходство с некоторыми из лидеров ре- акции против открытого общества. Однако человеку, который критикует демократию и демократические институты, нет нужды быть их врагом, хотя и демократы, которых он кри- тикует, и тоталитаристы, которые надеются поживиться на люоом расхождении в демократическом лагере, могут, впол- не вероятно, назвать его таковым. Существует фундамен- 236 МОТИВЫ ПЛАТОНОВСКОЙ БОРЬБЫ тальное различие между демократической и тоталитарной критикой демократии. Критика Сократа была демократичес- кой и в действительности принадлежала к тому роду критики, который составляет самую сущность демократии. (Демокра- ты, которые не видят различия между дружественной и враждебной критикой демократии, сами проникнуты духом тоталитаризма. Тоталитаризм же, конечно, не может рас- сматривать какую-либо критику как дружественную, по- скольку любая критика тоталитарного авторитета ставит под сомнение сам принцип авторитета.) Я уже упоминал о некоторых из сторон учения Сократа: о его интеллектуализме, т. е. его эгалитарной теории чело- веческого разума как универсального средства общения; о его подчеркивании интеллектуальной скромности и самокрити- ки; о его эгалитарной теории справедливости и его теории, согласно которой лучше быть жертвой несправедливости, чем самому причинить ее другим

Hosted by uCoz