Мы, конечно, не можем
порицать их за враждебность по отношению к новым произо-
шедшим в их время социально-политическим переменам, как
мы в определенной степени порицаем в этом их последовате-
лей. Новая вера открытого общества, вера в человека, в
эгалитаристскую справедливость и в человеческий разум
только начинала обретать свою форму и еще не была четко
сформулирована.
V
Величайший вклад в эту веру был сделан Сократом,
который и умер за нее. Сократ не был лидером афинской
демократии, подобно Периклу, или теоретиком открытого об-
щества, подобно Протагору. Он был, скорее, критиком Афин
и их демократических институтов, и в этом отношении он мог
иметь поверхностное сходство с некоторыми из лидеров ре-
акции против открытого общества. Однако человеку, который
критикует демократию и демократические институты, нет
нужды быть их врагом, хотя и демократы, которых он кри-
тикует, и тоталитаристы, которые надеются поживиться на
люоом расхождении в демократическом лагере, могут, впол-
не вероятно, назвать его таковым. Существует фундамен-
236 МОТИВЫ ПЛАТОНОВСКОЙ БОРЬБЫ
тальное различие между демократической и тоталитарной
критикой демократии. Критика Сократа была демократичес-
кой и в действительности принадлежала к тому роду критики,
который составляет самую сущность демократии. (Демокра-
ты, которые не видят различия между дружественной и
враждебной критикой демократии, сами проникнуты духом
тоталитаризма. Тоталитаризм же, конечно, не может рас-
сматривать какую-либо критику как дружественную, по-
скольку любая критика тоталитарного авторитета ставит под
сомнение сам принцип авторитета.)
Я уже упоминал о некоторых из сторон учения Сократа:
о его интеллектуализме, т. е. его эгалитарной теории чело-
веческого разума как универсального средства общения; о его
подчеркивании интеллектуальной скромности и самокрити-
ки; о его эгалитарной теории справедливости и его теории,
согласно которой лучше быть жертвой несправедливости, чем
самому причинить ее другим