Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 154



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Они были представителями и одновременно бессознательными антагонистами социальной революции. Сам факт, что они основали школы, секты или ордены, т. е. социальные ин- ституты или, скорее, конкретные группы, ведущие общую жизнь, имеющие общие функции и построенные в основном по образцу идеализированного племени, доказывает, что они были реформаторами в социальной области и, следовательно, реагировали на некоторые общественные потребности. То, что они отвечали на такие потребности и на собственное чувство происшедшего в них духовного сдвига нс путем подражания Гесиоду и изобретения историцистского мифа о предназначении и упадке^", а на пути построения традиции критики и дискуссии, а вместе с ними и искусства мыслить ГЛАВА 10. ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ВРАГИ 235 рационально, - представляет собой необъяснимый факт, который лежит в начале нашей цивилизации. Однако даже эти рационалисты реагировали на потерю племенного един- ства весьма эмоционально. Их рассуждения выражают то чувство сдвига, напряжения, развития, которое сопровождало возникновение нашей индивидуалистической цивилизации. Одно из древнейших выражений этого духовного напряжения восходит к Анаксимандру"", второму из ионийских филосо- фов. Индивидуальное существование представлялось ему в виде vppia - нечестивого и зловредного акта несправедливо- сти и узурпации, за который индивид должен страдать и приносить покаяние. Первым, кто осознал социальную рево- люцию и борьбу классов, был Гераклит. Каким образом он рационализировал свое чувство социального сдвига, разраба- тывая первую антидемократическую идеологию и первую историцистскую философию изменения и предназначения, было описано в главе 2 этой книги. Гераклит был первым сознательным врагом открытого общества. Почти все упомянутые нами древние мыслители работали под влиянием трагического и чрезвычайно болезненно пере- живаемого ими социального и политического напряжения^. Единственным исключением был, пожалуй, Ксенофан^, ко- торый мужественно нес свое бремя

Hosted by uCoz