Они
были представителями и одновременно бессознательными
антагонистами социальной революции. Сам факт, что они
основали школы, секты или ордены, т. е. социальные ин-
ституты или, скорее, конкретные группы, ведущие общую
жизнь, имеющие общие функции и построенные в основном
по образцу идеализированного племени, доказывает, что они
были реформаторами в социальной области и, следовательно,
реагировали на некоторые общественные потребности. То,
что они отвечали на такие потребности и на собственное
чувство происшедшего в них духовного сдвига нс путем
подражания Гесиоду и изобретения историцистского мифа о
предназначении и упадке^", а на пути построения традиции
критики и дискуссии, а вместе с ними и искусства мыслить
ГЛАВА 10. ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ВРАГИ 235
рационально, - представляет собой необъяснимый факт,
который лежит в начале нашей цивилизации. Однако даже
эти рационалисты реагировали на потерю племенного един-
ства весьма эмоционально. Их рассуждения выражают то
чувство сдвига, напряжения, развития, которое сопровождало
возникновение нашей индивидуалистической цивилизации.
Одно из древнейших выражений этого духовного напряжения
восходит к Анаксимандру"", второму из ионийских филосо-
фов. Индивидуальное существование представлялось ему в
виде vppia - нечестивого и зловредного акта несправедливо-
сти и узурпации, за который индивид должен страдать и
приносить покаяние. Первым, кто осознал социальную рево-
люцию и борьбу классов, был Гераклит. Каким образом он
рационализировал свое чувство социального сдвига, разраба-
тывая первую антидемократическую идеологию и первую
историцистскую философию изменения и предназначения,
было описано в главе 2 этой книги. Гераклит был первым
сознательным врагом открытого общества.
Почти все упомянутые нами древние мыслители работали
под влиянием трагического и чрезвычайно болезненно пере-
живаемого ими социального и политического напряжения^.
Единственным исключением был, пожалуй, Ксенофан^, ко-
торый мужественно нес свое бремя