Вряд ли
стоит напоминать, что убеждения тех, кто поддерживал это
<патриотическое> движение, были в значительной степени
извращены теми олигархами, которые не упускали возмож-
ности передать свой город врагу в надежде обрести поддержку
против демократов, фукидид был одним из видных лидеров
этого движения за <отеческое государство>". Он по-видимому,
нс поддерживал предательских действий крайних антидемок-
ратов, но нс мог скрыть своих симпатий к их основной цели -
230 МОТИВЫ ПЛАТОНОВСКОЙ БОРЬБЫ
остановить изменение в обществе и бороться с универсалист-
ским империализмом афинской демократии, с орудиями и
символами ее власти - морским флотом, афинскими стенами
и торговлей. (С точки зрения платоновских доктрин, касаю-
щихся коммерции, интересно заметить, как велик был в то
время страх коммерциализации. Когда после своей победы над
Афинами в 404 г. до н. э. спартанский царь Лисандр вернулся
с большой добычей, спартанские <патриоты>, т. с. члены
движения за <отеческое государство>, пытались воспрепят-
ствовать ввозу золота. И когда с этим все же согласились,
владеть золотом могло только государство, а каждый гражда-
нин, у которого обнаруживали драгоценный металл, подвер-
гался серьезным наказаниям. Подобные же меры защищаются
и в <Законах> Платона^.)
Несмотря на то, что <патриотическое> движение в Афи-
нах частично было выражением стремления вернуться к более
стабильным формам жизни, к религии, скромности, закону и
порядку, оно было морально порочно. Его древняя вера была
уже утеряна и заменена в основном лицемерной и даже
циничной эксплуатацией религиозных чувств". Нигилизм,
как он описан Платоном в образах Калликла и Фрасимаха,
мог быть найден только среди молодых <патриотических>
аристократов, которые, если предоставлялась возможность,
становились лидерами демократической партии. Ярчайшим
представителем этого нигилизма был, пожалуй, олигархи-
ческий лидер, помогавший нанести Афинам смертельный
удар, - дядя Платона Критий, лидер Тридцати тиранов^