Для того, чтобы оценить значение этих нало-
гов, мы должны сравнить их с объемом той торговли, ко-
торую вели греческие города и которая была защищена
афинским флотом. Необходимая информация дана Фукиди-
дом: мы узнаем, что Афины для своих союзников в 413 г. до
н. э. <вместо прежней подати ввели пошлину в размере
двадцатой части стоимости всех товаров, ввозимых и выво-
зимых морем. Таким образом, афиняне надеялись увеличить
свои доходы...>^. Эта мера, введенная под суровым давлением
войны, выгладит, как мне кажется, весьма благоприятно на
фоне римских методов централизации. Афиняне, исходя из
своего метода налогообложения, были заинтересованы в раз-
витии торговли союзников и поэтому в инициативности и
независимости различных членов своей империи. Мы знаем,
что первоначально Афинская империя развилась из союза
равных. Несмотря на временное преобладание Афин, публич-
но критикуемое некоторыми из их граждан (см. <Лисистрату>
Аристофана), кажется вероятным, что заинтересованность
Афин в развитии торговли привела бы со временем к неко-
торого рода федеральному государственному устройству это-
го союза. Во всяком случае, мы знаем, что в Афинах не бы-
ло ничего подобного римскому методу <переноса> объектов
культуры из империи в столицу, т. е. грабежа. И что бы ни
говорили по поводу плутократии, она предпочтительнее прав-
ления грабителей^.
Благосклонный взгляд на афинский империализм можно
поддержать, сравнив его со спартанскими методами ведения
дел с соседними государствами. Эти методы определялись
конечной целью спартанской политики, а именно - попыт-
кой Спарты остановить всякое изменение и вернуться к
племенному строю. (Это невозможно, как будет показано
позже. Однажды потерянная невинность не может быть воз-
228 МОТИВЫ ПЛАТОНОВСКОЙ БОРЬБЫ
вращена, и искусственно поддерживаемое закрытое общество
или культивируемый племенной дух - это не то же самое,
что реальное закрытое общество.) В основе спартанской
политики лежали следующие принципы: (1) Защита косного
племенного строя: отгородиться от всех зарубежных воз-
действий, которые могли бы повлиять на жестокость племен-
ных табу