Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 145



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Для того, чтобы оценить значение этих нало- гов, мы должны сравнить их с объемом той торговли, ко- торую вели греческие города и которая была защищена афинским флотом. Необходимая информация дана Фукиди- дом: мы узнаем, что Афины для своих союзников в 413 г. до н. э. <вместо прежней подати ввели пошлину в размере двадцатой части стоимости всех товаров, ввозимых и выво- зимых морем. Таким образом, афиняне надеялись увеличить свои доходы...>^. Эта мера, введенная под суровым давлением войны, выгладит, как мне кажется, весьма благоприятно на фоне римских методов централизации. Афиняне, исходя из своего метода налогообложения, были заинтересованы в раз- витии торговли союзников и поэтому в инициативности и независимости различных членов своей империи. Мы знаем, что первоначально Афинская империя развилась из союза равных. Несмотря на временное преобладание Афин, публич- но критикуемое некоторыми из их граждан (см. <Лисистрату> Аристофана), кажется вероятным, что заинтересованность Афин в развитии торговли привела бы со временем к неко- торого рода федеральному государственному устройству это- го союза. Во всяком случае, мы знаем, что в Афинах не бы- ло ничего подобного римскому методу <переноса> объектов культуры из империи в столицу, т. е. грабежа. И что бы ни говорили по поводу плутократии, она предпочтительнее прав- ления грабителей^. Благосклонный взгляд на афинский империализм можно поддержать, сравнив его со спартанскими методами ведения дел с соседними государствами. Эти методы определялись конечной целью спартанской политики, а именно - попыт- кой Спарты остановить всякое изменение и вернуться к племенному строю. (Это невозможно, как будет показано позже. Однажды потерянная невинность не может быть воз- 228 МОТИВЫ ПЛАТОНОВСКОЙ БОРЬБЫ вращена, и искусственно поддерживаемое закрытое общество или культивируемый племенной дух - это не то же самое, что реальное закрытое общество.) В основе спартанской политики лежали следующие принципы: (1) Защита косного племенного строя: отгородиться от всех зарубежных воз- действий, которые могли бы повлиять на жестокость племен- ных табу

Записки врача. Волна смертности 90х
Hosted by uCoz