Афины, по их мнению,
были безжалостной демократией, городом, управляемым не-
образованными людьми, которые ненавидели и подавляли
образованных и, в свою очередь, служили объектом ненави-
сти последних. Однако такая точка зрения, основанная на
мифе культурной нетерпимости демократических Афин, ли-
шает смысла хорошо известные факты и прежде всего пора-
зительную духовную продуктивность Афин в этот историчес-
кий период. Эту продуктивность вынужден признать даже
Э. Майер: <То, что Афины создали на протяжении этого
десятилетия, - говорит он с характерной скромностью, -
равносильно одному из плодотворнейших десятилетий немец-
кой литературы>^. Перикл, который был демократическим
лидером Афин в этот период, был совершенно прав, назвав
Афины <школой Эллады>.
Я далек от того, чтобы оправдывать все, что Афины
делали при построении своей империи, и я определенно не
желаю защищать беспричинные военные рейды афинян (если
таковые имелись) или акты жестокости. Не забываю я и то,
что афинская демократия основывалась на рабстве^. Однако
я считаю необходимым признать, что племенная исключи-
тельность и самодостаточность могли быть превзойдены толь-
ко с помощью некоторой формы империализма. И поэтому
ГЛАВА 10. ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ВРАГИ 227
следует сказать, что многие империалистические меры, пред-
принятые Афинами, носили, по сути дела, либеральный
характер. Одним очень интересным примером этого является
такой факт. В 405 г. до н. э. Афины предложили своим
союзникам с ионийского острова Самоса следующее: <Отныне
и навсегда стать афинянами... оба города должны стать од-
ним государством... самосцы должны управлять своими внут-
ренними делами по собственному усмотрению и сохранять
свои законы>". Другой пример такого же рода - это прак-
тикуемый Афинами метод налогообложения своей империи.
Многое было сказано об этих налогах, которые характери-
зовались - по моему мнению, совершенно несправедливо -
как бесстыдный и тиранический способ эксплуатации мень-
ших городов