Все - будь то отдельные люди или
города - старались им помочь... Большинство эллинов было
настроено против афинян: одни желали избавиться от их гос-
подства, другие же страшились его>^. Наиболее интересно,
что это осуждение Афинской империи стало официальным
мнением <Истории>, т. е. большинства историков. В такой же
степени, в какой философам не легко освободиться от плато-
новской точки зрения, историки привязаны к точке зрения
Фукидида. В качестве примера я могу процитировать Э. Май-
ера (самого крупного немецкого авторитета по этому перио-
ду), который просто повторяет Фукидида, говоря: <Симпатии
образованного мира Греции... отвернулись от Афин>".
8-II 14
226 МОТИВЫ ПЛАТОНОВСКОЙ БОРЬБЫ
Однако такие заявления - это выражение только анти-
демократической точки зрения. Многие записанные Фукиди-
дом факты, например процитированный отрывок, описываю-
щий позиции лидеров демократических и олигархических
партий, показывают, что Спарта была <популярной> не среди
народов Греции, а только среди олигархов, среди <образован-
ных>, как правильно пишет Э. Майер. Даже Э. Майор допу-
скает, что <демократически настроенные массы во многих
городах надеялись на их победу>", т. с. на победу Афин.
Повествование Фукидида содержит множество примеров, ко-
торые показывают популярность Афин среди демократов и
угнетенных. Однако кого заботит мнение необразованных
масс? Если фукидид и <образованные> утверждают, что
Афины были тираном, то они и были тираном.
Еще более интересно, что те же самые историки, которые
восхваляют Рим за его достижения, в частности за основание
всемирной империи, осуждают Афины за попытку добиться
чего-то аналогичного, но существенно более приемлемого.
Тот факт, что Рим преуспел в этом, а Афины - нет, не
является достаточным объяснением такой позиции. В дей-
ствительности эти авторы не осуждают Афины за их неудачу,
поскольку им отвратительна сама идея возможного успеха
афинских политических действий