Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 14



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
так- же главу 8). Однако, в отличие от спиритуалистического натурализма, из платоновской теории взаимозависимости индивида и общества и его антиэгалитарного биологического натурализма следуют вполне конкретные выводы. VII Как было показано ранее, идеальное государство, будучи самодостаточным, является для Платона совершенным инди- видом, а отдельный гражданин, соответственно, - несовер- шенной копией государства. Это представление о государстве как о чем-то подобном суперорганизму, или Левиафану, знакомит нас с так называемой органической или биологи- ческой теорией государства. Принцип, на котором основана эта теория, мы рассмотрим позднее^. Здесь же я хочу сначала ГЛАВА 5. ПРИРОДА И СОГЛАШЕНИЕ 115 обратить внимание на то, что Платон открыто не защищает эту теорию, однако она явно им подразумевается. Действи- тельно, обсуждение фундаментальной аналогии между госу- дарством и человеческим индивидом является одной из цент- ральных тем <Государства>. Замечу в этой связи, что эта аналогия у Платона в большей степени служит анализу индивида, а не государства. Можно даже предположить, что Платон (вероятно, под влиянием Алкмеона) выдвинул не столько биологическую теорию государства, сколько полити- ческую теорию человеческого индивида". Мне кажется, что это находится в полном соответствии с доктриной, согласно которой индивид по сравнению с государством менее значим, будучи его несовершенной копией. Везде, где Платон исполь- зует эту аналогию, он использует ее именно так, а именно - в качестве метода исследования и объяснения роли инди- вида в обществе. Город, говорит он, значительнее индивида, а потому и легче поддается изучению. Поэтому Платон предлагает: <мы сперва исследуем, что такое справедливость в государствах, а затем точно так же рассмотрим ее и в отдельном человеке, т. е. подметим в идее меньшего подобие большего... Не правда ли, [тогда мы ] увидим там зачатки справедливости и несправедливости>. Из того, как Платон вводит эту фундаментальную анало- гию, видно, что он (и, возможно, его читатели) воспринимал ее как нечто само собой разумеющееся

Hosted by uCoz