так-
же главу 8). Однако, в отличие от спиритуалистического
натурализма, из платоновской теории взаимозависимости
индивида и общества и его антиэгалитарного биологического
натурализма следуют вполне конкретные выводы.
VII
Как было показано ранее, идеальное государство, будучи
самодостаточным, является для Платона совершенным инди-
видом, а отдельный гражданин, соответственно, - несовер-
шенной копией государства. Это представление о государстве
как о чем-то подобном суперорганизму, или Левиафану,
знакомит нас с так называемой органической или биологи-
ческой теорией государства. Принцип, на котором основана
эта теория, мы рассмотрим позднее^. Здесь же я хочу сначала
ГЛАВА 5. ПРИРОДА И СОГЛАШЕНИЕ 115
обратить внимание на то, что Платон открыто не защищает
эту теорию, однако она явно им подразумевается. Действи-
тельно, обсуждение фундаментальной аналогии между госу-
дарством и человеческим индивидом является одной из цент-
ральных тем <Государства>. Замечу в этой связи, что эта
аналогия у Платона в большей степени служит анализу
индивида, а не государства. Можно даже предположить, что
Платон (вероятно, под влиянием Алкмеона) выдвинул не
столько биологическую теорию государства, сколько полити-
ческую теорию человеческого индивида". Мне кажется, что
это находится в полном соответствии с доктриной, согласно
которой индивид по сравнению с государством менее значим,
будучи его несовершенной копией. Везде, где Платон исполь-
зует эту аналогию, он использует ее именно так, а именно
- в качестве метода исследования и объяснения роли инди-
вида в обществе. Город, говорит он, значительнее индивида,
а потому и легче поддается изучению. Поэтому Платон
предлагает: <мы сперва исследуем, что такое справедливость
в государствах, а затем точно так же рассмотрим ее и в
отдельном человеке, т. е. подметим в идее меньшего подобие
большего... Не правда ли, [тогда мы ] увидим там зачатки
справедливости и несправедливости>.
Из того, как Платон вводит эту фундаментальную анало-
гию, видно, что он (и, возможно, его читатели) воспринимал
ее как нечто само собой разумеющееся