Я имею в виду наше стремление быть рациональными, воз-
держиваться от удовлетворения, по крайней мере, некоторых
из наших эмоциональных потребностей, следить за своими
поступками и брать на себя ответственность. Мы должны, я
считаю, принимать это напряжение как плату за каждое наше
продвижение в знании, в разумности, в сотрудничестве и
взаимопомощи, а следовательно, в наших шансах на выжива-
ние в условиях роста численности населения. Это цена,
которую мы должны заплатить за то, чтобы быть людьми.
Это напряжение теснее всего связано с проблемой трений
между классами, которые впервые возникли при крахе за-
222 МОТИВЫ ПЛАТОНОВСКОЙ БОРЬБЫ
крытого общества. Закрытое общество не знало этой пробле-
мы. Для его правящих членов, по крайней мере, рабство,
касты и классовое правление являлись <естественными> в том
смысле, что они не подвергались сомнению. Однако в процес-
се краха закрытого общества эта уверенность постепенно
исчезает и вместе с ней исчезает и чувство безопасности.
Племенное общество (а позже <город-государство>) - это
место безопасности для членов племени. Окруженные врага-
ми и опасными, а иногда даже враждебными магическими
силами, члены племенного сообщества воспринимали свое
общество подобно тому, как ребенок воспринимает свою
семью и свой дом, в которых он играет определенную роль.
Эту роль он хорошо знает и столь же хорошо ее играет. Крах
закрытого общества, порождающий проблему классов и дру-
гие проблемы социального статуса, должен был произвести
на граждан такое же действие, какое производит на детей
серьезная семейная ссора и крах семейного очага*. Этот вид
напряжения ощущался привилегированными классами как
серьезная опасность и, естественно, сказывался на них на-
много сильнее, чем на тех, кто и до того был угнетен. Однако
даже и эти последние чувствовали себя неуютно. Их также
пугал крах их <естественного> мира. И хотя они продолжали
вести свою борьбу, им часто не удавалось воспользоваться
своими победами над классовыми врагами, которых поддер-
живала традиция, status quo, более высокий уровень образо-
вания и чувство естественного авторитета