Однако большинство социальных групп
современного открытого общества (за исключением некото-
рых счастливых семейных групп) являются не более, чем
суррогатами, поскольку они не создают действительных ус-
ловий для общетвенной жизни. И многие из них не обладают
никакой реальной функцией в жизни общества в целом.
Картина абстрактного общества, которую мы нарисовали,
сильно преувеличена и в другом отношении. Она нс отражает
достигнутых успехов, а фиксирует только одни потери. Од-
нако есть и несомненные приооретения. Личные отношения
нового рода могут возникнуть только там, где в них можно
вступить свободно, где они не определяются случайностями
рождения. В результате возникает новый индивидуализм.
Подобным же ооразом, с ослаблением биологических или
физических связей, большую роль начинают играть духовные
и т. п. связи. В любом случае, я надеюсь, наш пример
наглядно показывает, что имеется в виду под абстрактным
обществом в противоположность более конкретной или ре-
альной социальной группе. Из этого примера также ясно, что
наши современные открытые общества функционируют в
основном при помощи абстрактных отношений - таких, как
обмен или кооперация. (Необходимо подчеркнуть, что ана-
лизом именно абстрактных отношений главным образом и
занимаются современные социальные теории, например, эко-
номические теории. Однако такое положение дел оказа-
лось недоступным для многих социологов, даже таких, как
Э. Дюркгейм, который так никогда и не избавился от догма-
тической веры в то, что общество следует анализировать в
терминах реальных социальных групп.)
В свете сказанного очевидно, что переход от закрытого к
открытому обществу можно охарактеризовать как одну из
глубочайших революций, через которые прошло человечест-
во. Благодаря уже описанному нами биологическому харак-
теру закрытого общества этот переход должен был пережи-
ваться очень глубоко. Поэтому, когда мы говорим, что наша
западная цивилизация началась с греков, мы должны осоз-
навать, что же это означает