Оно может в значительной степени
потерять характер конкретной или реальной группы людей
или системы таких реальных групп. Свойства <абстрактного
общества> можно объяснить при помощи одной гиперболы. Мы
можем вообразить общество, в котором люди практически
никогда не встречаются лицом к лицу. В таком обществе все
дела совершаются индивидуумами в полной изоляции, и эти
индивидуумы связываются друг с другом при помощи писем
или телеграмм и разъезжают в закрытых автомобилях. (Ис-
кусственное осеменение позволило бы даже размножаться без
личных контактов.) Такое выдуманное общество можно на-
звать <полностью абстрактным или безличным обществом>.
Интересно, что наше современное общество во многих отно-
шениях напоминает такое совершенно абстрактное общество.
Хотя мы не всегда ездим в одиночку в закрытых автомобилях
(а сталкиваемся лицом к лицу с тысячами людей, проходящих
мимо нас на улице), однако мы очень близки к тому, как если
бы мы это делали, - мы не устанавливаем, как правило,
никаких личных контактов со встретившимися нам пешехо-
дами. Аналогичным образом членство в профсоюзе может
означать не более чем обладание членской карточкой и уплату
взносов неизвестному секретарю. Имеется множество людей
в современном обществе, которые или совсем не вступают в
непосредственные личные связи, либо вступают в них очень
редко, которые живут в анонимности и одиночестве, а следо-
вательно, в несчастье. Дело в том, что, хотя общество стало
абстрактным, биологическое устройство людей изменилось
незначительно. У людей есть социальная потребность, кото-
рую они нс могут удовлетворить в абстрактном обществе.
Конечно, нарисованная картина - это большое преуве-
личение. Никогда не было и не может быть совершенно
220 МОТИВЫ ПЛАТОНОВСКОЙ БОРЬБЫ
абстрактного или даже по преимуществу абстрактного об-
щества. Люди всегда образуют те или иные реальные группы,
вступают в действительные социальные связи всех видов и
пытаются в меру возможностей удовлетворить свои эмоцио-
нальные потребности