Хорошо известно, насколько живучи эти понятия. Наш
собственный образ жизни все еще перегружен табу - пище-
выми табу, табу вежливости и многими другими. И все же
между нашим и племенным обществами есть существенные
различия. В нашем образе жизни между законами государст-
ва, с одной стороны, и табу, которые мы привычно соблюдаем,
- с другой, существует постоянно расширяющаяся область
личных решений с ее проблемами и ответственностью. И мы
знаем важность этой области. Личные решения могут привести
к изменению табу и даже политических законов, которые
более уже не представляют собой табу. Возможность рацио-
нальной рефлексии по поводу встающих перед человеком
218 МОТИВЫ ПЛАТОНОВСКОЙ БОРЬБЫ
проблем - вот что составляет коренное различие этих двух
типов общества. Кстати, рациональная рефлексия начинается
с Гераклита*. А с Алкмеона, Фался, Гипподама, Геродота и
софистов поиск <наилучшего закона> приобретает постепенно
характер проблемы, которую можно и должно обсуждать
рационально. В наше же время многие принимают рациональ-
ные решения, касающиеся желательности или нежелатель-
ности новых законов и других институциональных изменений,
т. е. решения, основанные на оценке возможных последствий
наших действий и на сознательном предпочтении некоторых
из них. Мы признаем рациональную личную ответственность.
В дальнейшем магическое, племенное или коллективист-
ское общество мы будем именовать закрытым обществом,
а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать
личные решения, - открытым обществом.
Закрытое общество в его лучших образцах можно спра-
ведливо сравнить с организмом. Так называемая органичес-
кая или биологическая теория государства достаточно успеш-
но применима к нему. Закрытое общество сходно со стадом
или племенем в том, что представляет собой полуорганичес-
кое единство, члены которого объединены полубиологически-
ми связями - родством, общей жизнью, участием в общих
делах, одинаковыми опасностями, общими удовольствиями и
бедами