Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 133



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Хорошо известно, насколько живучи эти понятия. Наш собственный образ жизни все еще перегружен табу - пище- выми табу, табу вежливости и многими другими. И все же между нашим и племенным обществами есть существенные различия. В нашем образе жизни между законами государст- ва, с одной стороны, и табу, которые мы привычно соблюдаем, - с другой, существует постоянно расширяющаяся область личных решений с ее проблемами и ответственностью. И мы знаем важность этой области. Личные решения могут привести к изменению табу и даже политических законов, которые более уже не представляют собой табу. Возможность рацио- нальной рефлексии по поводу встающих перед человеком 218 МОТИВЫ ПЛАТОНОВСКОЙ БОРЬБЫ проблем - вот что составляет коренное различие этих двух типов общества. Кстати, рациональная рефлексия начинается с Гераклита*. А с Алкмеона, Фался, Гипподама, Геродота и софистов поиск <наилучшего закона> приобретает постепенно характер проблемы, которую можно и должно обсуждать рационально. В наше же время многие принимают рациональ- ные решения, касающиеся желательности или нежелатель- ности новых законов и других институциональных изменений, т. е. решения, основанные на оценке возможных последствий наших действий и на сознательном предпочтении некоторых из них. Мы признаем рациональную личную ответственность. В дальнейшем магическое, племенное или коллективист- ское общество мы будем именовать закрытым обществом, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения, - открытым обществом. Закрытое общество в его лучших образцах можно спра- ведливо сравнить с организмом. Так называемая органичес- кая или биологическая теория государства достаточно успеш- но применима к нему. Закрытое общество сходно со стадом или племенем в том, что представляет собой полуорганичес- кое единство, члены которого объединены полубиологически- ми связями - родством, общей жизнью, участием в общих делах, одинаковыми опасностями, общими удовольствиями и бедами

Hosted by uCoz